Сегодняшний обзор большой и длинный, но, в основном, состоящий из фотографий. Ими, к моей большой радости, поделился машинист из Ельца, который уже радовал несколькими подборками железнодорожных фотографий из кабины электровоза и великолепным обзором собственно чешского электровоза ЧС4т. Так сложилось, что по старой памяти ему повезло одну из рабочих смен провести в кабине тепловоза 2ТЭ116 с любопытным номером 555. Ну и не только в кабине. Поэтому слово Андрею.
1. сегодня будем разглядывать изнутри мой самый любимый локомотив, а именно - 2ТЭ116. В качестве лабораторного образца для препарирования выступит тепловоз с "блатным" номером 555.
2. Поднимемся на тепловоз. И сразу из входной двери мы попадаем в так называемый "проставок". Это небольшое помещение между дизельным и кабиной машиниста, и предмет жуткой зависти работающих на серии 2ТЭ10 М,У, и прочих. Почему так? Да просто потому, что на тех сериях проставка нет, а он очень хорошо изолирует кабину машиниста от грохота дизельного помещения. Итак, в проставке у нас находится высоковольтные камеры, их три - центральная, правая и левая. Вот в этот узенький проход между центральной и правой ВВК и попадаем мы, поднявшись по ступенькам в тепловоз.
3. Впереди видна входная дверь в кабину, но её мы откроем чуть позже. А сейчас заглянем в центральную ВВК, через окошки конечно, так как при работающем дизеле туда соваться нежелательно. Здесь мы видим реверсоры, с помощью которых изменяется направление движения, контакторы ослабления поля тяговых двигателей - это как закись азота для автомобиля, или шпоры для коня.)) А также два контактора пуска дизеля и контактор компрессора. Ну и хитросплетение силовых кабелей и шин. (пара фотографий в карусели)
4. В правой ВВК находятся аппараты управления и автоматики.
5. Это реле управления - РУ, каждая под своим номером, и каждая имеет своё предназначение. Например РУ-1 срабатывает при понижении давления в тормозной магистрали и разбирает схему тяги и зажигает сигнализатор. РУ-22 сработает при перегреве воды в дизеле, а РУ-9 и РУ-10 своим срабатыванием завершают запуск дизеля.
6. Выше РУшек висят блоки автоматики, отвечающие за движение тепловоза.
7. А ниже - клеммные рейки, на которые, если что, можно поставить перемычку. Но тссс, я вам этого не говорил, это "сильно запрещено" делать.)
8. На торце центральной ВВК есть прибор, позволяющий проверить в реальном времени состояние изоляции цепей управления или аккумуляторной батареи нажатием соответствующих кнопок. А в другое время прибор показывает напряжение вспомогательного генератора.
10. Обойдя вокруг центральной камеры мы подойдём к левой. В ней расположены поездные контакторы, которые подключают тяговые двигатели, аппараты защиты - такие как реле заземления РЗ, обрыва полюсов РОП и другие, а также силовые контакторы для обеспечения работы компрессора и возбуждения тягового генератора. (пять фотографий в карусели)
11. Теперь откроем вон ту дверь.
12. И пройдём в дизельное помещение. Сразу при входе нас встречает вентилятор охлаждения ТЭД первой тележки со своим мотором.
13. За ним расположилась выпрямительная установка.
14. А за ней уже стоит дизель-генератор. Который, кстати, едет в кузове тепловоза задом наперёд. Тяговый генератор стоит на заднем торце дизеля, но впереди по ходу тепловоза. Запутал, да?)
15. Над ним стоит стартер-генератор, который при запуске вращает коленчатый вал дизеля, а при работе - вырабатывает ток для питания бортовой сети.
16. Дальше - собственно дизель. 16 цилиндров, 4000 лошадиных сил. Здесь видны выхлопной коллектор и крышки цилиндров. Не говорят "головки цилиндров" как на авто, здесь - крышки.
17. Над дизелем, на крыше, висит глушитель.
18. И вентилятор тягового генератора.
19. За глушителем расположился турбокомпрессор. Как же мелодично он свистит, особенно после 9-й позиции.))
20. Хорошо видно подвод выхлопных газов к турбине, и отвод их в глушитель.
21. А внизу, возле половиц, стоит маслопрокачивающий агрегат, который прокачивает масло перед запуском дизеля и после его остановки.
22. И у стенки кузова - топливоподогреватель
23. И топливоподкачивающий насос. Он же - аварийный топливный насос. И его фильтры.
24. Под турбиной - бачок отсоса (не смейтесь) и дифференциальный манометр. В нём жидкость - соляной раствор. В картере дизеля должно быть разряжение, если оно пропадает - жидкость в дифманометре замкнёт контакты и дизель остановится.
25. Проходя дальше, мы видим вентилятор охлаждения ТЭД второй тележки, компрессор, с двигателем и редуктором. (две фотографии)
26. И попадаем в шахту холодильника. Это у машины радиатор, а у тепловоза - холодильник.
27. За наклонными стенками прячутся секции холодильника, в которых циркулирует вода, и через которые вентиляторы протягивают забортный воздух охлаждая её. Вентиляторы стоят сверху шахты, четыре штуки. Можем заглянуть внутрь и увидеть вентилятор.
28. Вид с переходной площадки между секциями.
29. Возвращаемся к кабине по другой стороне дизеля. Тут у нас водо-масляный теплообменник, в нём масло охлаждается водой, которая остыла в холодильнике.
30. Регулятор частоты вращения дизеля, это он двигает рейки топливных насосов, повинуясь командам контроллера машиниста.
31. Синхронный возбудитель, питает обмотки возбуждения тягового генератора.
32. Выпрямительная установка с другой стороны.
33. Ах да! Чуть не забыл. Возле вентилятора ТЭД второй тележки спрятался санузел. Зелёное это раковина умывальника, а под половицами прячется собственно сам, узел этот.))
34. Идём в кабину. Вот рабочее место машиниста.
35. Кресло, краны управления тормозами, приборы контроля - на пульте, приборы безопасности - везде.
36. Сам пульт.
37. Условно разделён на три части. Правая часть содержит манометры контроля за тормозной и питательной сетью, тумблеры освещения и сигнализации.
38. Средняя содержит указатели температуры воды и масла, тумблеры отвечающие за движение тепловоза и работу холодильника.
39. На левой части - контроллер машиниста с реверсивной рукояткой, манометры давления масла в дизеле и приборы контроля за работой тягового генератора и вспомогательных цепей.
40. Контроллер крупнее.
41. Над левым боковым окном расположены лампы сигнализации.
42. А между лобовыми окнами - локомотивный светофор и ПУ системы БОРТ.
43. А на задней стенке кабины, над головой машиниста смонтирован пульт управления пожарной сигнализацией.
44. Под ногами у машиниста - педаль подачи песка.
45. Так как наш подопытный может водить пассажирские поезда, что делал неоднократно, он оборудован электропневматическим тормозом, и его приборы контроля прилепили на козырёк пульта. (2 фотографии)
46. Ну и рабочее место помощника. С неотъемлемым атрибутом - рулём.))
Вот как-то так.))) Всем добравшимся до конца - спасибо за внимание.
Если экскурсия понравилась - ставим палец вверх: вам не трудно, автору экскурсии (не мне) - приятно!
Если есть, что добавить или спросит - пишите комментарии, по мере времени и возможностей будем отвечать.
Если есть, что рассказать (о своем локомотиве, о своей поездке, о своей фотоохоте) - пишите на почту trainwriter@yandex.ru . Можно будет сделать такой же совместный обзор!