Найти тему

Маяковский "Облако в штанах"

Кратко о новаторстве в творчестве Маяковского

Маяковского часто называют поэтом-новатором. И действительно Владимир Владимирович привнес много ранее не виданного в содержание и форму стиха:

1. Свежие темы: о революции, гражданской войне, социалистическом строительстве, но без упора на историчность. Маяковский в своих стихотворениях опирался на сочетание лирического и сатирического и рассматривал скорее не сами события, а их суть.

2. Неологизмы, которыми богата поэзия Владимира Владимировича. Их главная задача – усилить экспрессивность поэзии: «планов громадьё», «змея двухметроворостая».
Неологи́зм — слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке.

3. Частое использование приёмов разговорной и ораторской речей. Кем-то из-за этого поэзия футуриста считается грубой. Но в целом, такой приём способствует сближению гражданина/обычного человека и поэта:
«Послушайте! Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно?»

4. Исключительное отношение к интонации. Так, стих поэта часто называют «интонационно-тонический». Владимир Владимирович ставил самое главное слово в конец строки, выделяя его интонацией, а затем рифмовал с другим словом, выделяя предыдущее ещё и смысловым ударением. Также поэт создал «лесенки» - графическое разделение строк паузами. Это нужно было для понимания ритма произведений Маяковского.

5. Система образов. Не секрет, что стихотворения Маяковского имеют яркую и резкую социальную окрашенность. Для её усиления поэт использовал тропы: олицетворение, метафоры и сравнения. А также гипербола - отличительна черта поэзии Владимира Владимировича. Метафора Маяковского также всегда узнаваема, ведь чаще всего футурист использует ассоциации с предметами быта, с революционными образами: «Песчинки - пули, песок – пулеметчики» .

Поэма «Облако в штанах»

I . История создания

Замысел связан с несчастной любовью Маяковского к Марии Александровне Денисовой.

Вставка – «История заглавия», как об этом писал сам Владимир Владимирович:

«Оно («Облако в штанах») начато письмом в 1913/14 году и сначала называлось «Тринадцатый апостол». Когда я пришёл с этим произведением в цензуру, то меня спросили: «Что вы, на каторгу захотели?» Я сказал, что ни в коем случае, что это никак меня не устраивает. Тогда мне вычеркнули шесть страниц, в том числе и заглавие. Это – вопрос о том, откуда взялось заглавие. Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите – буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах»».

Поэма была закончена в июле 1915 года. В отдельном издании Маяковский дал ей подзаголовок «тетраптих», то есть композиция из четырёх частей. Также Владимир Владимирович считал поэму «трагедией».

Первое издание было выпущено Осипом Бриком в сентябре 1915 года. В 1916 году поэма напечатана в сборнике «Простое как мычание». Затем, после революции семнадцатого года, вышла версия «Облака в штанах», полностью восстановленная от предыдущих цензурных правок.

В полном виде опубликована в начале 1918 года.

II . Композиция

Состоит из вступления и четырёх частей. Сам Маяковский определил сущность композиции так:

« «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырёх частей»

В поэме прослеживается переплетение эпического и лирического начал: критика общественного чередуется с личными переживаниями героя.

III . Темы и мотивы

Центральная тема в поэме – тема любви. Ей вторит мотив отвергнутых чувств (прослеживается в первой части произведения).

Также в поэме присутствует тема искусства. Её раскрытию посвящены вторая и третья части. Поднимаются проблемы предназначения поэзии и её соответствия времени.

В четвёртой части лирический герой вступает в спор с Богом. Снова на первый план выходит тема любви. Композиция закольцовывается. Также стоит отметить неоднозначное отношение к Богу в поэме: с одной стороны, лирический герой ведёт диалог со Всевышним на равных, а с другой – выглядит как ребёнок, покинутый отцом.

IV. «Облачное прочее»

· Лирический герой автобиографичен: в поэме упоминаются реальные факты из жизни самого Маяковского

· Лирический герой обладает двойственностью: ранимый, измученный душевными страданиями «сверхчеловек»

· Лирический герой возвышается, считая себя «тринадцатым апостолом», но при этом жаждет простого земного человеческого счастья

V. Художественные средства в поэме

· Необычные метафоры, сравнения вместо устоявшихся (функция – оживлять и конкретизировать образ мира) – «пляшущие нервы», «пожар сердца»

· Метонимия – «улица корчится безъязыкая», «в ночную жуть» (перенос по смежности: упоминание части вместо целого и т.д.)

· Окказионализмы – авторские неологизмы (функция – гиперболизировать образ мира, подчеркнуть недостаточность старого языка и богатство нового) – «испешеходить», «миллионы огромных чистых любовей и миллион миллионов маленьких грязных любят»

· Сниженная лексика (функция – создать образ автора, бунтаря из низов) – «улица муку перла», «хохочут и ржут», «вы любовь на скрипки ложите»

· Разговорная лексика – «громадина», «пятерня», «здоровенный»

· Аллитерации – «грядёт генерал Галифе», «громом городского прибоя»

VI . Тема любви в поэме

Вернёмся к различным долой. Подробно мы с вами разберём лишь «долой вашу любовь», но кратко:

· «Долой ваше искусство» - лирический герой презирает современное ему «творчество», считая, что настоящее искусство должно быть выстрадано

· «Долой ваш строй» - лирический герой, а вместе с ним и Маяковский агитируют в пользу коммунизма

· «Долой вашу религию» - лирический герой не понимает формального отношения к религии. Он осуждает верующих за то, что они забыли о самом главном – о любви, которую им оставил Бог. Лирического героя удивляет немая покорность провидению.

Теперь о любви. Из истории создания поэмы ясно, что лирический герой страдает из-за отвергнутых чувств. Тем не менее, он буквально одержим Марией. Это жадная, безумная, ослепляющая любовь. И всё же, когда лирический герой получает нож в спину – новость о замужестве своей возлюбленной, он держится весьма достойно, хотя мы понимаем, что ему очень больно.

Также здесь стоит отметить, что Маяковский через лирического героя придаёт исключительное значение любви. Она самое важное в жизни человека. Причём обязательно сжигающая душу дотла.

А какая для вас эта исключительно важная любовь?