Когда я работала в группе детского сада, мне встретилась девочка 4х лет, которая боялась идти отдыхать на тихий час.
У нас с ней состоялась следующая беседа (П. – психолог, Р. – ребёнок):
П.: Тебе страшно идти на тихий час?
Р.: Да, там темно, я не хочу туда идти.
П.: Тебе не нравится находиться в темноте… А что такого страшного и неприятного там может с тобой произойти?
Р.: Там привидение! Ууу!
П.: Ничего себе. А как ты узнала, что там может быть привидение?
Р.: Я смотрела мультик! Там в темноте было привидение. Оно кружилось и делало так: «Ууу!»
П.: О, а оно может сделать что-то плохое тебе?
Р.: Ну не знаю, в мультике оно было доброе…но когда оно кружилось, все убегали и мне было страшно.
П.: А что потом произошло?
Р.: Приведение подружилось со всеми, оно оказалось добрым…
П.: Как думаешь, если бы приведение из мультика могло появиться у нас на тихом часу и начало бы кружиться, может быть оно бы и с тобой захотело подружиться?
Р.: Даааа (расплылась в улыбке).
После этого разговора девочка просто пошла спать на тихий час.
В этой беседе я использовала технику отражения эмоций. Дети намного охотнее делятся тем, что с ними происходит, когда вы признаёте и озвучиваете их переживания; и замыкаются в себе, когда им говорят, что этих переживаний на самом деле нет, что здесь просто нечего бояться или высмеивают их. Также я задавала ребёнку вопросы для выявления того, что в её представлении может плохого и страшного случиться и почему она так думает. Для решения проблемы важно понимать логическую цепочку в голове ребёнка, а не додумывать за него, что с ним происходит. По ходу беседы выяснилось, что приведение, которого ребёнок боялся, на самом деле было доброе и вызывало у ребёнка и положительные эмоции тоже. Так акцент сместился на положительные эмоции и это позволило девочке отпустить своё беспокойство и пойти отдыхать.
Конечно, в некоторых случаях беседы может быть мало, страх может быть более сильный, более глубокий. Но в любом случае для того, чтобы с ним справиться, нужно в начале понять, в чём он заключается.
Тут еще одна статья, описывающая пример работы со страхом у ребенка.
Текст писала: Юлия Коршина, специалистка центра "Качество жизни"