Русская литература как будто не нуждается в особом представлении. Достоевский, Тургенев, Гончаров, Толстой, Лесков, Чехов… Все имена на слуху мирового читателя и почитателя русского литературного наследия. Но в самой современной России происходит переоткрытие славного литературного прошлого – выходят из забвения те литературные критики, кто помогал понять достоинство великих русских писателей в их собственную эпоху и помогает, спустя столетие, нам. К их числу относится Николай Николаевич Страхов (1828-1896), урожденный белгородец, блестящий выпускник Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. Имя Н.Н. Страхова носит научная библиотека Белгородского госуниверситета, а страховское литературно-критическое наследие изучают и сохраняют учёные разных стран мира, в том числе и белгородские исследователи.
Главным открытием Н.Н. Страхова стала знаменитый роман-эпопея графа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Основные темы и философские идеи книги даже при самом наивном, бытовом приближении к ней представляют нечто трудно обозримое. Известно, что Лев Толстой работал над своим литературно-эпическим полотном шесть лет. Все исторические параметры работы над книгой вполне уникальны, вплоть до гонорара за первое издание монументального труда, который был незначителен и составлял примерно двадцать пять тысяч рублей (дом в Москве тогда стоил примерно двенадцать тысяч, а дрожки с верхом обошлись бы покупателю в 600 рублей). «Коммерчески неловкий» роман стал событием иного, нравственно-художественного порядка, и в разные времена был востребован деятелями литературы, искусства. Многие, вполне вероятно, не нашли времени для того, чтобы прочитать всю книгу, но видели экранизации, предпринятые кинематографистами США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Польши. Экранизация романа советским режиссёром Сергеем Бондарчуком, удостоенная премии «Оскар» в 60-х годах ХХ в., стоила 100 млн долларов.
Между тем, мало кто знает, что первым приметил величие романа графа Льва Николаевича Толстого уроженец провинциального города Белгорода Курской губернии Российской империи Николай Николаевич Страхов.
Именно он дал точное жанровое определение произведению Льва Толстого – роман-эпопея. Как заметил профессор НИУ «БелГУ» Павел Ольхов, Н.Н. Страхов стремился к последовательному пониманию собеседника, его высказываний и текстов.
Аполлон Григорьев немного шутливо называл Николая Страхова «мой всепонимающий философ», а сам он письме к Толстому 4-5 мая 1875 года замечал о своем понимающем методе как об особенной нравственной заинтересованности в собеседнике: «Я... искренно вхожу в Ваши интересы и мысли. Я поступаю так со всеми, иногда даже с пустейшими людьми; с Вами же считаю это за долг и за радость». Вникая таким образом в толстовский роман, Н.Н. Страхов первым показал жизненный реализм романа великого русского писателя и его антропологическую (или психологическую) достоверность.
Легко ощутить величие романа, перечитывая самого Николая Николаевича:
«В 1868 году появилось одно из лучших произведений нашей литературы «Война и мир». Успех его был необыкновенный».
Или:
«Всё ярко, всё образно и в то же время всё реально, всё верно действительности, как дагерротип или фотография, вот в чём сила гр. Л. Н. Толстого. Чувствуешь, что автор не хотел преувеличить ни тёмных, ни светлых сторон предметов, не хотел набросить на них никакого особенного колорита или эффектного освещения, – что он всею душою стремился передать дело в его настоящем, действительном виде и свете, – вот неодолимая прелесть, побеждающая самых упорных читателей!»
Эти победы роман удерживает вот уже второе столетие. Лепта Н.Н. Страхова в эту победительную историю романа весьма заметна.