Найти тему
УчТранс

Изменения в путевых листах

Оглавление
Фото с сайта: https://procarcollisionma.com
Фото с сайта: https://procarcollisionma.com

Если вы еще не обновили форму путевых листов в вашей организации, самое время сделать это сейчас. С января 2021 года вступил в силу Приказ Минтранса № 368 , который устанавливает новые обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов. Эти правила будут действовать вплоть до 2027 года.

Обязательные реквизиты путевого листа 2021

В 2021 году путевые листы, как и раньше, можно составлять в произвольной форме — но с учетом принятых изменений. Давайте рассмотрим их подробнее.

1. Сведения о перевозке

В прежних требованиях к путевым листам этого пункта не было, то есть это совершенно новый раздел (предусмотрите отдельную графу для нового реквизита). В этой графе должна быть отражена информация о виде сообщения и виде перевозки.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (УАТ) указывает, что перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении (п. 1 ст. 4 Устава). То есть, два основных вида перевозки, предусмотренных УАТ, это:

  • Перевозка пассажиров и багажа
  • Перевозка грузов

Виды сообщения (повторим еще раз):

  • городской — в границах населенного пункта
  • пригородный — до 50 км. между границами населенных пунктов
  • междугородний — более 50 км. между границами населенными пунктов
  • международный — за пределы Российской Федерации.

Перевозки пассажиров и багажа бывают 3 видов: регулярная, по заказам и перевозка легковым такси.

Кроме того, в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» указываются такие виды перевозок:

  • коммерческие перевозки — перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки
  • перевозки для собственных нужд — перевозки пассажиров и грузов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров.

Поэтому, на наш взгляд, следует выделить также «перевозки для собственных нужд». Которые,  в свою очередь, делятся на два вида:

  • перевозки для собственных нужд автобусами
  • и перевозки для собственных нужд грузовыми автомобилями.

Пример. Грузовой автомобиль компании-производителя едет из Екатеринбурга в Пермь, везет груз для клиента. В таком случае мы указываем: вид сообщения — междугородний, вид перевозки — перевозка грузов.

-2

2. Марка автомобиля

Старые правила предписывали указывать в путевом листе модель транспортного средства, новые — требуют писать еще и марку.

Впрочем, нововведение можно считать чисто формальным. Большинство организаций и до нового Приказа указывали и марку, и модель автомобиля.

3. Сведения о прицепе

В п. 6 Приказа есть существенное изменение для автомобилей с прицепами и полуприцепами. Раньше было необходимо указывать номер прицепа только для грузовых автомобилей. Теперь это уточнение из правил исчезло — если у легкового автомобиля есть прицеп, то  регистрационный номер этого прицепа, его марку и модель тоже надо указывать.

👉 Важно! Данные прицепа необходимо указывать даже у погрузчика.

4. Показания одометра

Новые правила предписывают отмечать показания одометра не только при выезде с парковки, но и при заезде на парковку. То есть, у вас в путевом листе должно быть 3 графы.

Мы, составляя примерную форму путевого листа, добавили еще 3 графу — «Показания одометра по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя ТС».

-3

Это необязательный реквизит, но во многих случаях может пригодиться. Ведь автомобиль может в течение дня использоваться несколькими водителями: при возвращении одного водителя из рейса или по окончании именно его смены автомобиль может «поехать» дальше с другим водителем (а не возвратиться на парковку).

Показания, как и раньше, включают полные километры пробега.

5. Информация о выезде на линию

В прошлом году в путевых листах ставили дату и время заезда на парковку и выезда с парковки. Теперь Приказ Минтранса предписывает отмечать дату (число, месяц, год) выпуска транспортного средства на линию — и его возвращения. В общем, графы остаются те же, цифры те же — просто меняем формулировку.

-4

Вот такие основные изменения надо будет внести в форму путевого листа. Во всем прочем обязательные реквизиты путевого листа остались теми же.

Теперь поговорим о том, как заполнять этот документ. Какие перемены есть тут?

Порядок заполнения путевого листа в 2021 году

Здесь есть как незначительные изменения, так и существенные.

1. Путевой лист оформляется на каждое ТС?

Из правил убрали оговорку, при которой путевой лист нужен только при перевозке пассажиров и груза. А в п. 8. Приказа сказано, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, эксплуатируемое юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем.

Но такая формулировка прямо противоречит Федеральному Закону № 259-ФЗ (уже упомянутому Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта), на основании и во исполнение которого и разработан данный Приказ. Там как раз четко сказано, что путевые листы обязательны только при перевозке пассажиров и грузов.

И поскольку Федеральный Закон имеет приоритет перед Приказом Минтранса — то мы имеем полное право поступать так, как написано там. То есть, по-прежнему оформлять путевые листы только для перевозок.

2. Отметка о предрейсовом контроле

Теперь контролер ТС, после того как проведет предрейсовый осмотр, обязан ставить в путевом листе отметку: «Выпуск на линию разрешен». Форма этой отметки не регламентирована. Это может быть как штамп, так и отдельная строка в путевом листе — что намного проще.

-5

3. Отметка о медицинском осмотре

Раньше медработник просто подтверждал своей подписью факт того, что предрейсовый медицинский осмотр водителем пройден, ставил дату и время. По новым правилам, он должен (в случае положительного результата медосмотра) сделать пометку: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».

-6

Опять же — это может быть как штамп, так и отдельная строка в путевом листе, которую медицинский работник заверить своей подписью и инициалами. Дату и время осмотра указывать надо по-прежнему.

4. Журнал регистрации путевых листов

Теперь его можно вести в электронном виде, заверяя внесенные в него сведения усиленной электронной подписью. При этом должна быть возможность (очевидно, на случай проверки) распечатать его на бумажном носителе.

Конечно, можно вести журнал и по старинке, в бумажном виде — прошнуровав и пронумеровав листы.

👉 Важно! В старом Приказе была прописана обязанность хранить журналы регистрации путевых листов не менее 5 лет. Новые правила никак не оговаривают сроки хранения этих журналов. Однако, наш взгляд, было бы благоразумно их хранить не менее 3 лет (с учетом сроков проверок), чтобы не вызывать лишних вопросов у проверяющих.

Напомним: после того как вы внесете все изменения в форму путевого листа, ее нужно утвердить в учетной политике компании специальным приказом.

Ваш "УчТранс"