Найти тему

"Размышления об истории европейских наставлений по фехтованию тростью" ч.1

Справедливо замечено, что «книга – источник знаний».

При этом, часто книга является ЕДИНСТВЕННЫМ источником знаний. И если рассматривать тему фехтования на тростях, данная истина становится непреложной.

До нашего времени дошло очень мало информации об истории, мастерах и методиках оригинального тростевого фехтования. Современная версия того же французского la cane превратилась исключительно в спортивную дисциплину. И хотя иногда встречаются попытки построить на её базе некое подобие самообороны, в широком понимании это успеха пока не принесло.

А ведь все старые системы были целиком и полностью направлены именно на уличную самозащиту. Но, к величайшему сожалению, объем утраченной информации просто колоссален.

Сначала первая, а затем и вторая мировые войны выкосили большинство старых мастеров, оставив лишь их наследие на бумаге. Да и то не всех. При этом, значительная часть этих наставлений писалась на рубеже середины девятнадцатого – начала двадцатого века, с использованием тогдашнего стиля написания и языка, плюс отсутствие привычных изображений, не говоря уже о фотографиях. И всё это требует расшифровки.

Признанной родиной фехтбухов была и остается Италия.

Мароццо, Агриппа, Капо Феро – их книги на слуху у всех любителей исторического фехтования.

А вот родиной всех манускриптов, наставлений и книг по теме фехтованию тростью была именно Франция. Безусловно, «культура» использования палки в драке пышно цвела по всей Европе испокон веков. Так что, «Палка – мать всего оружия» — это не только про Китай. Однако, исходя из сохранившегося материала можно сделать вывод, что развитие фехтования именно на тростях было неразрывно связано с рождением и развитием такого замечательно единоборства как французский Сават. В начале века двадцатого начали появляться наставления по фехтованию и из других стран Европы и Америки, однако большинство из них в своей базе так же имели французский La cane и Savate .

Итак, как говорилось в « Евангелие от Матфея» - Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова… Ну, и так далее.

Перенесёмся во Францию начала 19-го века.

Страна пережила и продолжает переживать перемены в социальной жизни.

Революция, очень сильно ударившая по дворянству и их праву носить оружие, император Наполеон и его эдикты, по сути, оставивший клинки только у военных и полиции, разгул преступности «низов» и изменение самого образа джентльмена – всё это так или иначе подталкивало заинтересованных в собственной безопасности на улицах и предместьях славных городов Франции, в поисках законного и эффективного оружия самообороны. И этим оружием стала трость.

Трость, к тому времени, была в моде по всей Европе уже больше ста лет, однако именно к началу 19 века она, из статусного предмета украшения, начала массово превращаться в оружие самозащиты.

К слову, моды на фехтование к тому времени как раз из моды уже выходило и оставалось уделом тех, кому это по должности положено. Поэтому, неудивительно, что многие из оставшихся учителей фехтования быстро переключились на новую тему. Однако, в основном, методика преподавания, а так же приемы не изменялись, и тростью учились владеть так же, как и саблей или шпагой, без учета её особенностей.

Мир ждал Героя. И он пришел.

Мишель Кассе.

Человек, которому официально приписывают обобщение популярных и местечковых методов избиения ближнего своего в единую систему, которая и станет тем, что сам Кассе назовет Сават.

Информация о нём несколько противоречива, однако, кое-что сомнений не вызывает.

Родившийся в 1794 году в весьма нереспектабельном, если можно его так назвать, пригороде Парижа, Куртилье, уже в детстве он быстро осознал, что без крепкого кулака в этой жизни мало чего добьёшься.

Будучи достаточно лихим уличным бойцом, Кассе исхитрился несколько раз отсидеть в тюрьме и явно не по статьям о превышении необходимой самообороны. Возможно, именно это подтолкнуло его начать преподавать своё мастеров для всех, кто хорошо платит. Известно, что он преподавал сначала в чужих залах, а затем – открыл свой, на улице Бюффо, что находился в славном квартале Монмартр. При этом, в его зале можно было встретить самую разнообразную публику, от криминальных авторитетов и простых уличных бойцов, до личностей по известнее. Учениками Мишеля Кассе в разное время становились и ерцог Орлеанский – наследник французского трона, Лорд Сеймур – председатель «Жокей Клуба», или знаменитый уже тогда художник Поль Гаварни.

Собственно, именно благодаря Говарни мы имеем возможность лицезреть Мишеля Кассе. Данная литография считается единственным возможным изображением мастера. По крайней мере, он соответствует описанию тощего, жилистого, пораженного оспой человека, как рассказывали о нём современники.

-2

Метода обучения Кассе была весьма жесткая, а используемые приемы – весьма эффектными. Или наоборот. Использование приемов, позволяющих «отрубить» язык апперкотом, выбить пальцем глаз или сломать ногу «для отвлечения» противника, как бы намекает. При этом сам мастер весьма искусно владел работой ног, но не был против использовать кастет, «попрыгунчик», дубинку и трость.

Вообще, драться Кассе приходилось много и часто.

Принцип «моё кунфу круче твоего, а если ты так не считаешь – докажи» работал не только в Китае и Японии, но и Европе. Поэтому в его зал потянулись учителя других школ, а так же различные бойцы, с целью опустить «Вонючку», а именно таким было прозвище Мишеля, на место. Правда, по словам очевидцев, это мало кому удавалось, если удавалось вообще.

Ну а теперь, почему же сей славный месье стал героем этой статьи.

А всё благодарю бумажному труду, где на пятидесяти страницах описались принципы и приемы различной степени жесткости, позволяющие доминировать на темных улицах города.

-3

А дальше информация разниться.

В русскоязычных источниках авторство данному «памфлету» приписываю самому Мишелю Кассе, и утверждают, что именно данное творение подтолкнуло популярность мастера и его школы. Французские источники же утверждают, что Мишель никогда не был автором памфлета. Не в его характере было общаться такими оборотами, которыми написана книга. Эти же источники приписывают написание текста одному из учеников Кассе, оставшегося неизвестным.

Но так или иначе, именно благодаря этому труду мы можем оценить, как именно использовал трость мастер Кассе.

Мишель одним из первых признал специфические отличия трости и перешел от классической фехтовальной стойки к стойке с тростью на плече. При этом, он активно использовал удары и блоки ногами. Эта техника была нехарактерно для того времени и останется таковой еще долгое время.

При этом, судить об эффективности преподаваемых Мишелем техник можно из случая, когда один из его учеников, художник Жан-Гаспар Дебуро, 1836 году, в уличной драке убил своего оппонента одним поставленным ударом трости. Сам Дебуро был впоследствии оправдан за самооборону, однако трость он забросил, не выдержав мук совести…

Сам же Мишел Кассе кончил плохо.

Буйный нрав и нежелание идти на поводу у новой моды на «цивилизованность и толерантность», в совокупности с накопленными долгами, привели мастера на самое дно социальной жизни. Его ученики иногда поддерживали его, однако дожив до 75 лет в полнейшей нищете, умер практически безвестным.

А в то же время в «мире тростей» горела новая звезда.

И имя ей было – Ларибо.

Продолжение следует.