Найти тему
Классическая ГИТАРА

Кто ваш любимый джазовый гитарист и почему?

По иронии судьбы, хотя я играю на гитаре с 14 лет, и меня вдохновило то, что я хотел научиться играть джаз, я не очень люблю джазовую гитару.

Классический пианист Гленн Гульд дважды в своей жизни записал Гольдберг-вариации Баха. На самом деле он записал их даже три раза (второй была живая запись 1959 года), но он сделал две знаменитые студийные записи. Одну в начале своей карьеры, а другую — в конце. Альбом 1955 года известен своей виртуозностью и захватывающим духом. Запись 1981 года намного медленнее и медитативнее.

Когда его спросили, почему он решил перезаписать это, он ответил, что послушал раннюю запись и решил, что она ему не очень нравится. Потому что «там слишком много играли на фортепиано». Я отношусь похожим образом к большинству джазовых гитаристов.

За редким исключением, на гитаре обычно действительно «слишком много играют». Меня это не трогает. Единственное исключение, о котором я хотел бы упомянуть — это Джим Холл. Это музыкант с такой безупречной музыкальностью, что я не возражаю, что сама его музыка меня не очень волнует. Я до сих пор наслаждаюсь и восхищаюсь им.

Однако некоторые гитаристы развивают действительно индивидуальный голос. В качестве примера речь далее пойдёт о Пате Мэтини (Pat Metheny).

В определённый момент я никогда не слышал о Пате Метени, потому что это была Ирландия конца 80-х, и ни у кого ещё не было интернета. Я хотел послушать Орнетта Коулмана (Ornette Coleman, 1930 - 2015, американский джазовый саксофонист), и «Song X» (1986) был единственным альбомом, который я смог найти в магазинах.

В тот момент своей жизни я очень мало знал о джазе, и уж точно ничего не знал о том, как его играть, и почти не слышал джазовую гитару. Это было моё первое знакомство с джазовой гитарой. Музыка была быстрой, неистовой, невероятно ловкой, и мне было невозможно представить, как это можно сыграть... За исключением одной мелодии, прекрасной «Mob Job», одной из самых великолепных мелодий, когда-либо написанных Орнетт, которую я очень быстро разучил.

Видео: «Mob Job».

Иногда я даже не мог сказать, какой инструмент там был у Метени. Я любил этот альбом, но он прошёл «над моей головой». Я вернулся, чтобы послушать именно Метени, только годы спустя. Я почти не знал об основном направлении его карьеры: о его записях с «Pat Metheny Group». Я пришёл к нему через небольшие, более мелкие проекты, такие как его сольный альбом «Zero Tolerance for Silence» и его записи в трио с Биллом Стюартом и Ларри Гренадье.

Одна из моих проблем с джазовой гитарой заключается в том, что я вырос на таких вещах, как Джими Хендрикс или «Fripp & Eno». Я привык к использованию электрогитары таким образом, чтобы она издавала множество разного шума. В отличие от этого, подавляющее большинство джазовых гитаристов середины XX века были довольны подключением к любой коробке, которая делала их слышными. Затем они играли так, как будто вообще ни к чему не подключены.

Метени так не делает. Он может играть и действительно играет на великолепной акустической гитаре, и его дебют в качестве лидера на «Bright Size Life» на самом деле является обновлённой версией стандартного гитарного трио. Но он очень заботится о тембре и звуке. «Звук Метени» смехотворно поддаётся имитации: много хоруса, немного убрать высокие частоты и красивая глянцевая реверберация. Моему слуху это приятно, в отличие от звука гитары Джо Пасса.

Со временем меня осенило в Метени то, насколько он на самом деле полон «приключений». Музыка «Pat Metheny Group» гораздо менее предсказуема, чем предполагает её репутация.

За пределами группы Метени постоянно попадал в самые разные контексты и находил способ приносить в них свою музыку. Кто еще играл с Дэвидом Боуи и Дереком Бейли? Антонио Карлос Жобим и Джон Зорн? (Он не играл непосредственно с Зорном. Но я думаю, что запись целого альбома его песен для его же лейбла считается.)

Метени всегда хотел быть больше, чем просто гитаристом: быть музыкантом. Это отличает его от множества гитаристов, которым нравится копировать других игроков. Нет ничего скучнее, чем слушать гитариста, который явно слушает только других гитаристов. Однажды он рассказал историю о том, как в подростковом возрасте подражал стилю своего героя Уэса Монтгомери.

«Меня спросили: "Эй, чувак, для чего ты делаешь вещь Уэса?" И я подумал: "Да, я так сильно люблю Уэса... Так зачем мне это делать? Я не хочу играть то, что играл Уэс, я хочу делать то, что делал Уэс!"»

Его уровень техники, честно говоря, внешне совсем не поражает и является результатом, по-видимому, постоянной практики. Однажды я прочитал с ним интервью, в котором он признался, что, собираясь играть на гитаре на дне рождения своего ребёнка, он тренировался три часа, чтобы подготовиться. Хотя ему не нравится слово «фьюжн», и он считает себя «бибопистом».

Видео: «Pat Metheny & Charlie Haden - The Moon is a Harsh Mistress».

Метени — музыкант, чья музыка мне интересна. Как и мой любимый мейнстрим-джазовый гитарист Джим Холл (который записал с ним дуэтный альбом), он всегда не просто пишет «ещё один альбом». Он ищет.

Его музыка обладает широким эмоциональным диапазоном, от солнечного оптимизма под открытым небом через меланхолию до агрессии. Так что необычайный диапазон Метени как музыканта, широта и глубина его творчества — настоящее чудо. Всегда есть альбом, который вы ещё не слышали...

По материалам публикации (англ.).