Найти тему
Dronodrom

Будет ли летать дрон на Марсе?

Мультикоптер классической четырехвинтовой схемы на фоне марсианских пейзажей.
Мультикоптер классической четырехвинтовой схемы на фоне марсианских пейзажей.

18 февраля американским космическим агентством NASA будет осуществлена посадка самого большого в истории марсохода с летающим дроном Ingenuity на борту.

Как разработчик дронов попробую выяснить, а возможно ли взлететь на "обычном" мультикоптере в условиях марсианской атмосферы. На полке рядом лежит самосборный дрон, собранный из запчастей с Алиэкспресса успешно летающий не первый год в земных условиях для подъема фотокамеры, для геодезической и картографической съемки.

Взлетная масса коптера на матушке Земле 3.3 кг, из них:

  • Корпус, рама, провода - 700 гр.
  • Полезная нагрузка (хорошая фотокамера со стабилизированным подвесом) — 800 гр.
  • Батарея, литий ионная, из «стандартных», но хороших 18650 элементов, 24 шт. — 1 200гр.
  • Двигатели, регуляторы — 600 гр.

Для расчетов буду пользоваться калькулятором eСalc.ch Калькулятор вполне точен, у автора для большинства конфигураций мультикоптеров разница с реальностью была меньше 10%.

Мультикоптер, и по расчетам, и фактически, висит в воздухе почти 30 минут . Дальность полета при экономичной скорости в 25 км/ч составит, согласно расчетам, 6.6 км. Это немного, скорость и расстояние полета не самая сильная сторона выбранного коптера (есть дроны и с дальностью пробега до 30 км, но чуть большего размера). Однако для сравнения цифру дальности запомним.

А теперь перенесем наш аппарат на Марс. Летать, конечно, он там не будет, атмосфера на Марсе разряжена - давление на поверхности примерно 0.6% относительно земной. Ну то есть воздуха почти нет, но он есть, хы. Тяги винтов не хватит однозначно. Слишком малая скорость и мощность потока в разряженной атмосфере, как ни крути (винты).

На земле воздушный винт коптера развивает максимальную тягу в примерно 1.6 кг, то такая же винтомоторная группа (т.е. винт-двигатель с подачей нужного напряжения на его питание) в условиях Марса будет тянуть вверх с силой, соответствующей 40 граммам.

Давление атмосферы на поверхности Марса, как известно, в 170 раз меньше чем на Земле. Но при этом состав воздуха другой, почти полностью состоит из углекислого раза, и имеет бОльшую плотность, нежели смесь азота-кислорода на Земле. Для справки:

  • Плотность атмосферы у поверхности Земли 1.225 кг на метр кубический.
  • Плотность атмосферы у поверхности Марса 0.020 кг на метр кубический.

Итого, разница в плотности — примерно в 60 раз. Поскольку в калькуляторе нет возможности задать плотность атмосферы, просто пересчитаем давление, типа у нас земная атмосфера, но с меньшим, в 60 раз давлением. Еще раз подчеркну, давление атмосферы на поверхности Марса меньше земного в 170 раз, однако плотность (т. е. масса молекул с учетом меньшей стандартной температуры среды), отличается в «всего лишь» в 60 раз.

Чтобы создать приемлемую тягу нужно:

  • увеличить диаметр и шаг винтов
  • увеличить обороты двигателя.

Что приведет к большему «пропускаемому» через винты объему марсианского воздуха, причем с большей массой и скоростью, и увеличит тягу винтомоторной группы. Размер винтов для нужной на Марсе тяги (суммарная тяга относительно массы для стабильного полета коптера должна быть ~ 2 единиц) получается 35“ с шагом 15“. Размер рамы аппарата также придется пропорционально увеличивать. Но в итоге , коптер будет висеть над поверхностью Марса уже 36 минут, а не 30, как на Земле.

В расчетах была учтена низкая гравитация Марса, которая составляет 0.38 от земной. Вес аппарата на Красной планете будет 1400 гр (а на Земле 3700гр), что очень помогает в полете.

Еще один интересный вывод из расчетов. За счет большей скорости воздушного потока от винтов увеличиться и собственная скорость полета дрона (максимальная для конфигурации - 130 км/ч), и дальность — 18 км при оптимальной скорости в районе 70 км/ч. Это значительно больше, чем в атмосфере Земли, где коптер пролетит от 6 с небольшим км при экономичной скорости в 25 км/ч.

Выводы:

  • Мультикоптер с аналогичными характеристиками на Марсе летать будет, нужно всего лишь увеличить диаметр и шаг винтов (и, понятно, изменить настройки полетного контроллера).
  • Скорость и дальность полета дрона в условиях атмосферы Марса будут примерно в 3 раза больше при аналогичных технических характеристиках.

Еще пара замечаний по конструкции марсианского вертолета. Классический мультикоптер с 4, 6 и более винтами управляется с помощью изменения оборотов двигателя. Такая схема в условиях достаточно плотной среды позволяет быстро изменять тягу каждого двигателя, и таким образом, управлять стабильным положением аппарата в пространстве.

При увеличении размеров винтов, а значит и их инерции, быстрое и резкое изменение тяги будет невозможно. Таким способом не получиться стабилизировать полет. Поэтому в условиях разряженной атмосферы Марса придется перейти к более сложной механике управления с помощью изменения шага винтов. Что и сделано в проекте марсианского двухвинтового дрона Ingenuity, полет которого, очень надеюсь, скоро сможем наблюдать.