С 12 по 14 февраля в Театре оперы и балета – долгожданная премьера. «12 стульев». Эксцентрический балет», - гласит афиша. И именно это прилагательное определяет всё.
Балет и рок-н-ролл
Работать над этой постановкой начали еще в 2019 году. Весной 2020-го определили даты премьеры – 25, 28 и 29 марта. Но чуть-чуть не успели – в самый последний момент Театр оперы и балета, по выражению его художественного руководителя Сергея Юнганса , закрыли «на клюшку». Из-за пандемии спектакль плавно «перешагнул» в 2021 год.
На советском и постсоветском пространстве балет ставили несколько раз. За реализацию проекта на якутской сцене отвечала постановочная группа минского Театра мюзикла: режиссёр Анастасия Гриненко, хореограф Дмитрий Якубович и художник Андрей Меренков. С их легкой руки «12 стульев» давали в Белорусском государственном академическом театре в 2011 году.
Классики от постановки ждать не стоит. Это скорее спектакль-эксперимент, который заставит выйти за рамки привычного не только артистов, но и зрителей.
«Это эксцентрический балет – форма, заявленная композитором Геннадием Гладковым и нами, как постановщиками, - говорит режиссёр Анастасия Гриненко . – Не очень распространенное явление, но это тот балет, с которого можно начать свое знакомство с этим видом искусства. Спектакль рассчитан на широкого зрителя: посмотрев его, можно потом пойти и на «Щелкунчика», и на «Лебединое озеро», и на «Спартак». Это некий синтез искусств: когда советский авангард «приправлен» элементами драмы, живописью и… рок-н-роллом. Мы благодарны коллективу театра, который пошел на этот эксперимент и не пожалел средств на костюмы, декорации и световую аппаратуру, чтобы воплотить все наши задумки».
Балет и историческая действительность
Идти на эту постановку нужно, чтобы насладиться танцем во всем его разнообразии и впечатляющим музыкальным рядом.
«Партитура сложна для классических оркестров – она полна латиноамериканских ритмов, которые использует Гладков: танго, шимми и рок-н-ролл вместе с классикой, - говорит дирижер-постановщик Николай Макаревич . - И эта поли-стилистика не бьет по уху, а одно плавно вытекает из другого. Создать такой музыкальный материал далеко не каждому композитору под силу. Музыканты справились с задачей великолепно! За время пандемии материал, который мы успели разобрать год назад, был не только усвоен, но и стал лучше – такое ощущение, что они с этим жили. Оркестр якутского театра оперы и балета – это коллектив с колоссальным потенциалом, который способен исполнить любую партитуру. Наверное, еще не родился тот композитор, которого они не смогли бы сыграть».
Источником вдохновения для постановщиков стал одноименный роман Ильфа и Петрова, который был написан в 1927 году. Авторы многочисленных фельетонов и сатирических заметок в прессе, они были прекрасно знакомы с жизнью советского общества и блестяще отразили атмосферу того времени. В самом спектакле много отсылок к эпохе: кадры советской кинохроники и газетные заголовки прошлого века на экране, танцующие бюрократы с бесконечными папками на сцене, большевистская атрибутика в декорациях.
И надо отметить, что коронавирус стал не единственным препятствием к появлению балета «12 стульев» на якутской сцене. В XXI веке историческая действительность тоже отразилась на рабочем процессе.
Накануне вылета в Якутск хореографа-постановщика спектакля Дмитрия Якубовича… задержал минский ОМОН. Из-за того, что он шел мимо не в том месте и не в то время, дату отъезда пришлось перенести – ему вменили участие в демонстрациях против действующего режима.
Балет и фьюжн
Основу репертуара Государственного театра оперы и балета составляют классические спектакли: «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Жизель», «1000 и одна ночь», «Спартак». Над постановкой многих из них с труппой работал сам мэтр Юрий Григорович.
Но, как говорится, не классикой единой. По словам Сергея Юнганса, новая постановка – способ расширить репертуар и идти в ногу со временем, чтобы сохранить классическое наследие и привлечь в театр молодого зрителя.
Действо на сцене яркое, иногда даже очень. И там, и тут что-то происходит, и за всем этим хочется наблюдать. В 12 разных эпизодах мелькают бюрократы и цыгане, нэпманы и нэпманши, служащие и беспризорники, милиционер и архангел Гавриил. Помимо артистов балета участниками действа становятся дети из балетной школы имени Посельских, мини-оркестр и даже монтировщики сцены. Хотели бы мы сказать, что во время спектакля ни одного стула не пострадало, но это не так.
Для спектакля было создано около двухсот эффектных костюмов – постарались художник по костюмам Юлия Бабаева и костюмеры театра. Одеяния как с бразильского карнавала, перья, смокинги, пачки, «тройки» и платья в стиле Гэтсби. На фоне этого многоцветия неизменно выделялся Остап. Зеленый костюм, белый шарф и апельсиновые штиблеты – именно таким сына турецко-подданного описали Ильф и Петров.
Для артистов балета это была непростая задача. На сцене – фьюжн танцевальных направлений: танго, самба, чечетка, рок-н-ролл, народный танец, шимми и бальные. Прекрасная половина труппы встала на каблуки и училась работать в карнавальных костюмах и головных уборах с перьями. По словам Анастасии Гриненко, это очень тяжело, есть своя специфика, но они героически сражались и преуспели.
«В Якутске очень хорошая балетная труппа и сильная балетная школа в принципе, - отмечает Анастасия Гриненко. - Молодой коллектив театра, а в балете он всегда молодой, развивается и растет на глазах. Это украшение не только республики – думаю, их должна знать вся Россия. Люди влюбятся в этих артистов – в них нельзя не влюбиться».
Балет и драма
Исполнителям главных ролей – великого комбинатора Остапа Бендера и его подельника Кисы Воробьянинова – предстояло раскрыть свой драматический талант и освоить новые средства выразительности. Например, вести диалоги на сцене.
«У Остапа очень много внутреннего диалога, мимики, жестов, - говорит Сарыал Афанасьев . – И мне нужно всё это донести до зрителя, до самого последнего ряда. Это непросто, на каждой репетиции, при каждом выходе на сцену эта работа, в первую очередь над собой, продолжается».
Во втором составе роль великого комбинатора досталась Валерию Аргунову. Ему пришлось бороться со своим темпераментом: по жизни он очень спокойный, даже говорит медленно.
Для Павла Необутова , исполнителя роли бывшего предводителя дворянства Кисы Воробьянинова, диалоги на сцене тоже были внове. По его словам, пришлось учиться отыгрывать это актерски: слушать собеседника и выдержать паузу, прежде чем выдать ответ.
«Моя роль – о разложении личности: когда человек что-то нашел, порадовался этому, а потом потерял, – говорит Павел. - Очень сложный, интересный, неоднозначный персонаж. Вообще работа артиста балета – это постоянное преодоление себя. Всё для зрителя, всё для искусства».
Примечательно, что женские роли в постановке получились комичными и даже гротескными. Было необычно видеть исполнительниц ведущих классических партий Ксению Лукину и Венеру Федотову в амплуа Эллочки Людоедочки и мадам Грицацуевой. Однако артистки со своей задачей справились.
25-летний артист второго состава Николай Попов начал работать над ролью Кисы Воробьянинова неделю назад. Эту премьеру он запомнит, без преувеличения, навсегда – 12 февраля у него свадьба. Его избранница – артистка ГТОиБ Александра Ларева, которая также задействована в этом спектакле.
Такие новинки нельзя пропускать, и зрители, очевидно, с этим согласны – билетов на все три премьерных дня уже нет. В следующий раз насладиться постановкой можно будет в начале марта.