Найти в Дзене
Евгения Любимова

О покупке подержанной яхты

Оглавление

Я часто оказываюсь вовлеченной в дискуссии на темы: где купить яхту, какую, как ее подготовить и т.п. Доходит до забавного, например, на яхтенной выставке в Дюссельдорфе я общалась с десятком русскоговорящих товарищей и все из них собирались в кругосветку. Думаю, если хотя один из них пойдет в скором времени, то я сильно удивлюсь. Ладно, не об этом речь.

О новых яхтах когда-нибудь напишу отдельный пост, что я думаю о тенденциях современного одноразового мира.

Всем привет с мачты.  Ваша Евгения Любимова
Всем привет с мачты. Ваша Евгения Любимова

Сейчас же о подержанных. Разумеется, все хотят купить на грош пятаков. То есть взять дешево в отличном состоянии или еще дешевле, и своими силами подшаманить до уровня конфетка. Я вас расстрою, но так не бывает. Почти. Потому как мне встречались и исключения. Но для того чтобы бы попасть в эти ноль целых чуть десятых процента, надо быть «в теме», уметь делать выводы по массе незначительных нюансов, хорошо разбираться в технике, знать специфику региона покупки и эксплуатации и еще, да-да, понимать психологию продавца. Откуда я это знаю? Ну так, накопилось кое-что в бекграунде. Довелось поучаствовать в осмотрах, сделках, владении и обслуживании, перегонах коммерческих. Учеба на сюрвейера yacht and small craft surveying в Англии. И плюс, когда-то в прошлом веке я много лет занималась покупкой-продажей-подготовкой внедорожников для офф-роуд соревнований и путешествий.

Борт залатают так, что и опытный сюрвейер может не заметить
Борт залатают так, что и опытный сюрвейер может не заметить

Про покупку через брокера я писать не буду. Ибо через него дешево не получится, а также почти вся история яхты будет покрыта мраком. Некоторые из нечистоплотных брокеров и бумаги на обслуживание и ремонт, накопленные хозяином годами, припрятывают у себя, а потом выкидывают. От греха подальше. Вдруг покупатель среди бумаг найдет что- то компрометирующее и дающее почву для сомнений. А хозяин заботливый, мы же ищем лодку от такого, с любовью и трепетом расскажет о всяких фишечках и мулечках. Покажет толстенную папку со всеми счетами, квитанциями, инструкциями на оборудование.

Дешево и сердито?

Давайте проведем аналогию с человеком. Если у него хроническая болезнь, то стать полностью здоровым он не сможет. Нет, конечно, есть исключения из области нетрадиционной медицины. Но, на то они и исключения, нетрадиционные. Тоже самое и с яхтой. Если она запущена, то никогда, в разумном и даже неразумном бюджете, вы не сделаете ее здоровой. Одно почините-замените, сломается другое, и так до бесконечности. Хотя если у вас семья механиков-универсалов, имеющих солидную ренту, не работающих и готовых потратить год-полгода жизни, то все возможно.

Обычное обслуживание лебедок. Если запустить, то потом не разобрать
Обычное обслуживание лебедок. Если запустить, то потом не разобрать
Так живут яхты в Средиземке. В Северной Европе они зимуют на берегу, что лучше для корпуса
Так живут яхты в Средиземке. В Северной Европе они зимуют на берегу, что лучше для корпуса
Большинство корпусов на рынке из стекловолокна, фибер-гласса
Большинство корпусов на рынке из стекловолокна, фибер-гласса

В случае со стальными и алюминиевыми корпусами, если их запустить и перейти определенный порог, то восстановить корпус уже невозможно. Только медленная агония. Впрочем, также как и с осмосом (разрушение корпуса фибер-глассовой, то есть пластиковой яхты) после некоторой стадии. Кстати, осмос вылечить полностью нельзя. Если он появился, то после ремонта через некоторое время появится опять.

Электрическая часть ахиллесова пята яхт
Электрическая часть ахиллесова пята яхт

Но речь не только о корпусе. Современная, да даже 30-ти летняя, яхта это набор непростых технических решений, засунутых в ограниченное пространство, работающих в экстремальной среде. Соленая вода и соленый воздух, конденсат, перепады температур, удары волн. Кто не верит и не сталкивался, поясню – когда вы идите остро к заметным волнам, каждая из них бьет об корпус так, что, например, на одной лодке при мне вылетела перегородка сортира (критикам читать "переборка гальюна").

Источники информации

В маринах разных стран, увидев интересную лодку, я стараюсь пообщаться с ее хозяином. Вот где кладезь информации. Они с удовольствием делятся всеми своими интимными подробности их взаимоотношений с лодкой. На приложенных фото швед, который владеет своей стальной лодкой 27 лет. Она в идеальном состоянии и секрет в том, что каждый год он ее грамотно и дорого обрабатывает. На другой немец с отличной алюминиевой Ovni 2005 года. Рецепт прост - следит за анодами и за изоляцией стального крепежа и электрики от корпуса (борьба с гальванической коррозией, в т.ч.).
А какие интересные решения мне попадались, например Allubat с балластными цистернами, перепускными. И много еще чего. Собирать информацию в интернете считаю нецелесообразным. У кого все хорошо, те ничего не пишут. А хорошо у них потому, что вовремя обслуживают и мелочно не экономят.

Хозяин-швед  владеет этой стальной лодкой 27 лет. Она в идеальном состоянии, а он скоро собирался ее продавать. Жаль, не взяла координаты
Хозяин-швед владеет этой стальной лодкой 27 лет. Она в идеальном состоянии, а он скоро собирался ее продавать. Жаль, не взяла координаты
Еще походит)
Еще походит)

Вообще, по стальным и алюминиевым корпусам у меня собрана коллекция отзывов, потому как я считаю, что подобный корпус в кругосветке лучше всего. Пару раз темной ночью в открытом море-океане на своей вахте я случайно замечала прямо под бортом (радар не показывает предметы, почти не выступающие за уровень воды, да и за волнами спрячется что и покрупнее), то оторвавшийся стальной буй, то какой-то неопознанный объект, типа древней морской мины. Скажу вам, что на пластиковой лодке это очень неприятно, да чего там, просто страшно.

А где искать лодки, так это понятно. В интернете. Есть много локальных сайтов. Список у меня где-то был. Пишите в комментариях, надо будет кому - найду.

Размер и цена

Знаменитая семейная чета яхтсменов Парди сделали кругосветку на 28 футовой яхте. Подобных примеров очень много. Однако сейчас люди хотят больше комфорта и больше пространства. 40 футов это граница, за которой стоимость лодки, стоянок и обслуживания возрастает значительно.

Писать о ценах занятие неблагодарное. Разброс колоссальный. Поэтому просто несколько примеров.

За сколько можно взять 30-40 летнюю, крепкую, ухоженную лодку размером 30-35 футов? За 20-35 тыс евро. Со всякими приятными системами: автопилот, холодильник, рация, динги, камбуз, средства безопасности, бимини, посуда, инструмент, шланги и кабели, запчасти, гальюн и т.п.. То есть полностью готовую к выходу в море, а не только на каботажное (вдоль берега) плавание. А если на ней паруса, такелаж, мотор, аккумуляторы и, как правило, много чего еще, скоро под замену, то и в два-три раза дешевле. С каждым футом цена растет заметно.

С надежной лодкой такой закат не пугает
С надежной лодкой такой закат не пугает

А вот дополнение присланное мне Вадимом Луппо, автором книги "Как купить яхту от 1000 евро"....

"Я, кстати, разделил бы лодки на 30-32 фута и 33-35 футов, в Швеции, Норвегии и Финляндии это две очень разные ценовые категории.

30-32 фута можно найти за 10к евро с обновленным двигателем, часто будут уже хорошие паруса, автопилот и подобные вещи, а вот 33-35 футов уже минимум 20к евро, хотя казалось бы такая небольшая разница. Да и внутри пространство не так уж и сильно отличается, не тянет на цену в 2 раза больше..."

15 летнюю 40футовую с полным фаршем, нормально обслуженную за 65-90 тыс.евро. 7-10-ти летние "дрова" такого же размера, после чартерной эксплуатации за ту же сумму (верхнего диапазона).

Без подъема покупать нельзя. Промежуточный вариант  -  нырнуть, работает только  в прозрачной воде
Без подъема покупать нельзя. Промежуточный вариант - нырнуть, работает только в прозрачной воде

Есть модели ширпотребные, есть люкс-класс. Изучайте предложения на сайтах и помните о торге)) Также помните, что услуги сюрвеера (специалиста и консультанта по осмотру яхт) стоят от 800евро за каждый осмотр, это если с отчетом. Экспресс-сюрвей 5 евро за фут - обращайтесь, если что;)

Где?

Вот тут, как повезет.

В Турции может быть хорошее обслуживание, но в Северной Европе все равно лучше
В Турции может быть хорошее обслуживание, но в Северной Европе все равно лучше

О возрасте

Как известно, еще лет 20 назад вещи делались на века, не как сейчас, когда устройство должно отработать гарантийный срок, а потом гарантированно сломаться. Чтобы потребитель пошел и купил новое. И вообще, потребитель должен работать и не думать о всяких долгих путешествиях (до пенсионного возраста) и прочем устройстве мироздания.

Течет антифрихз из-за проблем с помпой
Течет антифрихз из-за проблем с помпой

Где обслуживать?

Это основной и дорогостоящий вопрос. В странах с высоким уровнем жизни обслуживание очень дорогое. Очень! Да и не только там. Например, на Карибах или в Полинезии, несмотря на невысокий уровень жизни, оно тоже дорогое и, учитывая менталитет и прочие антропометрические данные местных жителей, кривоватое.

Лучше всего то, что ты сделал своими руками.

Что касается кругосветчиков, то даже с солидным запасом финансов они столкнутся с тем, что зачастую ничего за деньги, чужими руками, сделать нельзя.

Электрический гальюн сломался
Электрический гальюн сломался
Своими руками!
Своими руками!

Из моего опыта. Да даже в Европе, в испанской Ля-Корунье электрик, оценивший себя в 80 евро в час, любезно согласился приступить к работе через 2 недели, а нам надо было вчера. В Новой Зеландии замена вант растянулась на 10 дней. Механик марины просто не приходил, динамил. И это не исключение – это норма. В Чили никто из мотористов не хотел ехать в далекий фишпорт, и это за хорошие деньги.

Продолжение про качества и умения кругосветчика напишу позже. Если будет интерес к этой статье и подписчики;).

Еще о том, как покупают яхты можно посмотреть на нашем сайте

Всякие остальные мои опусы, рассказы и видео можно посмотреть тут (нажать). Заодно можно подписаться

А тут автобиография или откуда берутся Гаечки