Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Неожиданно: посмотрите, какая картина есть в Эрмитаже

В феврале 1852 года императорские собрания Эрмитажа были открыты для публики — коллекция стала музеем. Но есть картина, которую Эрмитаж хранит где-то далеко в запасниках и никогда не показывает посетителям. Название её звучит знакомо — «Портрет Джоконды».

«Портрет Джоконды», неизвестный художник, XVI в. © Государственный Эрмитаж, Петербург
«Портрет Джоконды», неизвестный художник, XVI в. © Государственный Эрмитаж, Петербург

На самом деле, сенсации тут вроде нет. «Копия, неизвестный художник, XVI в. холст, масло, 71×53 см. Автор оригинала: Леонардо да Винчи. 1452-1519», — сообщается в описании этой единицы хранения. Статус великого музея не позволяет Эрмитажу выставлять копии. Подробностей происхождения петербургской Джоконды хранители тоже не раскрывают — по крайней мере, поиск информации не дал результата.

О каких-то деталях биографии экспоната можно догадаться по его инвентарной описи: «Поступил в 1931 г. Передан из всесоюзного объединения «Антиквариат». Зловещая контора «Антиквариат» в 1929-1931 годах распродавала иностранцам коллекции крупнейших российских музеев — так добывали деньги на индустриализацию страны. В 1931-м «Антиквариат» как раз потрошил собрание Строгановского дворца в Ленинграде.

Известно, что граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882) был страстным коллекционером и буквально охотился за работами Леонардо. «Портрет юноши в образе Святого Себастьяна» Строганову где-то в 1850-хх продали именно как работу да Винчи — но уже после смерти графа искусствоведы договорились, что картину писал ученик мастера Джованни Больтраффио. Возможно, и «Джоконда» — трофей Строганова; в 1931-м «Антиквариат» не смог продать её и сдал на хранение в Эрмитаж.

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Леонардо да Винчи, 1503–1519 гг. © Лувр, Франция
«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». Леонардо да Винчи, 1503–1519 гг. © Лувр, Франция

Но знаете, и с той «Моной Лизой», которая висит в Лувре и считается подлинной (доска, масло, 76,8 × 53 см), тоже не всё ясно. Считается, что портрет своей супруги Лизы Герардини флорентийский торговец шёлком Франческо дель Джокондо заказал Леонардо в 1503 году. Но почему мастер не отдал картину заказчику, а увёз прелестный портрет чужой жены (!) с собой во Францию, где он и остался навсегда?

В 1913 год арт-дилер Хью Блейкер обнаружил в доме некоего английского дворянина картину XVI века на которой была изображена... да, опять Джоконда, сомнений нет. Только тут модель явно моложе, чем её французская версия. Блейкер купил картину и разместил её в своей студии в районе Айзелуорт на западе Лондона. С тех пор её называют «Айзелуортской Моной Лизой».

«Айзелуортская Мона Лиза», Леонардо да Винчи (?), начало XVI век. © «Фонд Моны Лизы», Швейцария
«Айзелуортская Мона Лиза», Леонардо да Винчи (?), начало XVI век. © «Фонд Моны Лизы», Швейцария

Радиоуглеродный анализ холста показал, что он был произведен между 1410 и 1455 годами. Сейчас полотно принадлежит группе неких швейцарских инвесторов. Образованный ими цюрихский «Фонд Моны Лизы» настаивает, что эту картину тоже писал Леонардо: мол, ранний («айзелуортский» вариант) он передал заказчику, а второй сделал позже для себя.

Уже первые биографы да Винчи отмечали, что да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания. «Одно из достоинств „Джоконды“, такое неочевидное для нас, но декларативное для современников, было в том, что она — веской точкой, подобно „Черному квадрату“ Малевича, закрепила осознание, что профильный живописный портрет устарел <...> Осознание, что человека можно изображать, оказывается, не только в профиль, но и в фас, а еще и в три четверти — одно из важнейших изобретений в мировом искусстве, эпохальная веха» — это я цитирую искусствоведа и писателя Софью Багдасарову (дзен-канал «Шакко: об искусстве»).

А где две Джоконды, там и три — может, петербургскую тоже написал Леонардо? Хотя нет, вряд ли — уж с этим бы в Эрмитаже разобрались. Максимум, это работа одного из учеников мастера.

Так, считается, что монументальную копию «Тайной вечери», которая сейчас хранится в монастыре Тонгерло (Бельгия) делал Андреа Соларио под присмотром самого да Винчи (возможно, он даже приложил руку к фигуре Христа). А ещё — известны самые неожиданные вариации на тему Джоконды, вышедшие из мастерской Леонардо. Например, странная «Донна Нуда» (она, кстати, тоже в хранится в Эрмитаже).

«Обнаженная женщина (Донна Нуда)», Италия, школа Леонардо да Винчи, 1452-1519 гг. © Государственный Эрмитаж, Петербург
«Обнаженная женщина (Донна Нуда)», Италия, школа Леонардо да Винчи, 1452-1519 гг. © Государственный Эрмитаж, Петербург

Но ученики Леонардо — это ведь тоже не рядовые маляры. Эрмитаж, пожалуйста — достань свою «Джоконду» и покажи людям. А если мешает статус — отдай (хотя бы в аренду) московскому Пушкинскому музею, он не стесняется своей коллекции копий великих произведений искусства.

Ну пожалуйста.