Пятый год жизни. Середина садовского детства. До школы уже подать рукой! Сколько мыслей, наблюдений, тревог и забот у родителей четырехлеток: «Речь малыша – по возрасту?», «Страшно, что ребенок “картавит”? Идти к логопеду или подождать еще» и – самое главное – «Как разговаривать с сыном или дочкой, чтобы их речь стала богаче? В какие игры играть?».
Ответ на первые вопросы даст консультация логопеда. Специалист оценит речевой статус малыша, расскажет о показателях языкового развития в норме.
Но воспитание речи в семье, день за днем – задача не из простых. Ведь чем старше становится ребенок, тем большее воздействие на него оказывает окружающий мир. И тем больше ответственности у пап и мам, бабушек и дедушек. В руках семьи – мощные рычаги воспитания и развития, возможность стимулировать детскую речь, направлять и совершенствовать ее.
Что же может посоветовать логопед умным, терпеливым и самоотверженным родителям?
♦ Читать.
Уверены: в вашей библиотеке не один десяток детских книг, и с многими из них вы успели познакомить ребенка. Самое время обсудить прочитанное: все ли слова понятны малышу в известной, почти наизусть заученной сказке? Правильно ли он воспринимает ее события, сюжет? Потихонечку начинайте пересказывать: без этого у ребенка не разовьется свободная речь, умение связно и грамотно излагать впечатления, мысли.
♦ «Копить слова».
Стул, табуретка, стол – это мебель. Ты налил чай в чашку, а молоко будешь пить из стакана. На кухне есть и другая посуда. Мама работает врачом, а папа инженер. Профессия дедушки – плотник. Знаешь, кто это? Чаще обращайте внимание ребенка на предметы и события, которые его окружают. Пусть называет увиденное. Так вы не только пополните словарный запас дошкольника, но и сможете заложить фундамент для первых «экзаменов». Дело в том, что данный пласт знаний: родовые и видовые понятия – служит одним из показателей развития речи. «Фрукты», «Овощи», «Домашние и дикие животные» оказываются частью какого-нибудь мудрого теста, испытания, которое малыш проходит в детском саду и (или) при поступлении в школу.
♦ Готовить руку ребенка к письму.
Конечно, ваши сын или дочка умеют держать карандаш и неплохо рисуют. Пора предложить что-то новое! Штрихуйте и обводите, продолжайте узоры, печатайте буквы. Подумайте о столике для малыша и первых детских прописях. Тонкие движения пальцев рук улучшают речь!
♦ Уделить внимание прилагательным.
В речи практически всех четырехлетних детей их недостаточно. Самое простое и эффективное задание – «Назови, какой» – почти не требует усилий (по крайней мере, от родителей): показываете шапку и спрашиваете: «Она – какая?», ну а малыш старается подобрать: «красная», «теплая», «мягкая», «осенняя». Машина на обочине – какая? Мяч – какой?
Вы играете, а ребенок учится использовать эпитеты, слова, по-настоящему украшающие речь.
♦ Слушать.
Слушаете, конечно, вы. Ребенок говорит. Постепенно монолог станет для него привычным делом. Какая погода на улице? Что было в детском саду? В гостях? Проявляйте живой интерес, побуждайте к полному, распространенному ответу, уточняйте подробности и детали, радуйтесь: маленький человек вырос настолько, что может общаться, выражать словами переполняющие его чувства.
♦ Время от времени проводить «грамматические тренинги».
Ребенок должен научиться использовать разные формы слов, правильно употреблять окончания. Грамматика – дело сложное. Но и здесь на помощь приходит игра. Читайте стихотворение, а малыша попросите заканчивать строчку:
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый… (кот ).
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от… (кота ).
А теперь и за версту
Не приблизится к… (коту ).
Крыса старая – и та,
Видя грозного… (кота ),
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с… (котом ),
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о… (коте ). (А. Грачев)
♦ Работать над дикцией.
Познакомьте ребенка с специальной логопедической гимнастикой. Упражнения для губ, языка, нижней челюсти помогут распрощаться с «кашей во рту» и говорить четче.
«Трубочка»: вытянуть губы и сжать.
«Воронка»: втянуть губы в рот.
«Улыбка»: растянуть губы в улыбке.
«Полоскание»: надуть щеки и «полоскать» рот воздухом.
«Иголка»: узкий язычок вытянуть вперед.
«Лопатка»: положить широкий язык на нижнюю губу.
«Качели»: языком тянуться по очереди к носу и к подбородку.
«Часики»: передвигать кончик языка из одного угла рта в другой («тик-так»).
«Лошадка»: поцокать, присасывая язык к небу.
Чистоговорки и потешки уже доступны ребенку:
У Ули удочка,
У Яны яблочко.
У ежа и елки иголки колки.
Я ягоды несу,
Набрала в лесу.
Обратитесь к детской литературе: ее арсенал поистине неисчерпаем!
♦ Развивать слуховое внимание.
Различать звуки, прислушиваться к ним, научат рифмовки. Поощряйте «сочинительство» малыша. Сначала – договорит, позже – придумает сам.
На тарелочке у Маши
Много вкусной сладкой… (каши ).
Чтоб зимой не мерзли ножки,
Купим Мише мы… (сапожки ).
Мы на улицу пойдем,
Мячик мы с собой… (возьмем ).
Кстати, юные поэты прекрасно пишут диктанты в школе.
Подчеркнем, что практические рекомендации, упражнения, предложенные здесь – традиционные и широко используемые, и эффект от их применения давно доказан. Любите своего ребенка и помните: все, что вы дали ему сегодня, ваши усилия и время будут вознаграждены стократно: чистой, красивой, грамотной речью малыша.