Таких уникальных версий пассажирского Ту-204 всего 2 борта. Созданы эти два уникальных самолета для ВКС РФ для наблюдательной работы за наземными объектами в небе стран партнеров в рамках исполнения международного договора Открытое небо.
Собственно первый экземпляр Ту-214ОН и герой этой публикации с б\н RF-64519 создан в 2011 году и передан в эксплуатацию в 2013 году. Первый полет его состоялся в начале июня 2011 года.
Ту-214ОН оборудован бортовым комплексом авиационного наблюдения разработки ОАО «Концерн радиостроения Вега». В состав комплекса входят цифровая аэрофотоаппаратура, телевизионные и инфракрасные камеры, РЛС бокового обзора, бортовой цифровой вычислительный комплекс и система навигационного обеспечения. Ограничение разрешения цифровых фотокамер — 30 см, инфракрасных — 50 см (C) Wiki
До 2017 года американцы блокировали полеты Ту-214ОН над своей территорией в рамках договора ОН, аргументируя тем, что может быть недокументированное оборудование разведывательное стоять. Из-за этого над ними летал старый наблюдательный самолет на базе Ту-154 - Ту-154М-ЛК1.
В 2016-2017 годах оба Ту-214ОН (этот и RF-64525) были модернизированы с переоснащением комплексом оптико-электронного наблюдения КОЭН-214, построенным на базе модернизированной оптико-электронной системы наблюдения (ОЭСН) с цифровыми камерами российского производства. При этом было произведено аппаратное снижение разрешающей способности аппаратуры до уровня 30/50 см по центру кадра, поскольку первоначально установленный на самолетах Ту-214ОН комплекс аппаратуры с системами высокого разрешения нам не удалось сертифицировать в рамках Договора по открытому небу.
Со 2 по 11 сентября 2018 года была проведена международная сертификация Ту-214ОН. Отчёт об освидетельствовании подписали 22 государства-участника Договора по открытому небу, но не США . Но все таки и они подписали, но позже - 24 сентября 2018 года "Сегодня, 24 сентября в Вене на полях Консультативной комиссии по Договору по открытому небу, представитель США подписал итоговый протокол по освидетельствованию российского самолета наблюдения Ту-2140Н с цифровой камерой отечественного производства OSDCAM4060." (С)МинОбороныРФ
Собственно разработкой и внедрением оборудования наблюдения занимался АО "Концерн радиостроения "Вега". Аэрофотокомплекс представлен цифровыми и плёночными фотоаппаратами, расположенными в носовой части фюзеляжа на нижней палубе. РЛС бокового обзора также размещается в передней части фюзеляжа. Полоса захвата РЛС — от 4,7 до 25 км, зона обзора — до 50 км. Инфракрасная аппаратура наблюдения размещена в центроплане. Диапазон углов обзора ИК-аппаратуры составляет 130°, ширина полосы сканирования на местности — 4,6h (где h — высота полёта по радиовысотомеру). В состав телевизионного комплекса наблюдения входят три камеры: центральная широкоугольная КТШ-5 и две боковых КТБО-6. Угол обзора КТШ-5 достигает 148 градусов, ширина сканирования на местности — 6,6h. Угол обзора КТБО-6 — от 8,5° в узком фокусе до 20,1° в широком фокусе с диапазоном углов визирования 60°. - Википедия
И впервые пролететь над территорией США Ту-214ОН смог только в 2019 году. И этот полет осуществил не наш герой публикации, а его младший на год брат (поступил в эксплуатацию в 2014 против 2013 у нашего героя) с б\н RF-64525. Первые полёты в рамках Договора по открытому небу над территорией США были выполнены 25—27 апреля 2019 года. Ту-214ОН пролетел над объектами на территории штатов Техас, Нью-Мексико и Колорадо.
В ноябре 2020 года США вышли из договора Открытое небо, после этого в январе 2021 наша страна начала процедуру выхода из этого договора, т.к. без США смысла в нем особо нет.
Что же делать с фактически становящимися ненужными самолетами, т.к. они заточены под программу полетов и специфическую работу в рамках договора ОН. Все просто, после завершения процедуры выхода из договора самолеты модифицируют для разведцелей:
"Оба самолета Ту-214ОН планируется переквалифицировать для других задач. Речь идет в первую очередь о разведывательных функциях и контроле защищенности собственных военных объектов", — сказал один из источников. Кроме того, добавил он, самолеты смогут применяться для контроля результатов испытаний различных вооружений и оценки эффективности учений." - источник
Ну а пока процедура выхода из договора не завершилась, оба Ту-214ОН остаются в резерве и продолжают радовать нас (и фиг им америкосам ))) своими полетами.
Вот такой он красавец, существующий всего в двух экземплярах Ту-214ОН, как вам?