«Хочешь, чтобы дело было сделано хорошо – сделай его сам». Выражение известное – правда, в корне ошибочное. Мы видим ошибки в чужой работе и думаем: а уж мы-то! Уж нам-то все по плечу! Но даже если вы блестяще выполните чужие задачи, это не обязательно хорошо.
Нельзя быть одинаково продвинутым в десятке разных сфер, да и в сутках всего 24 часа – успевать делать все, причем качественно, просто невозможно. Это во-первых. Во-вторых, взвалив на себя бесконечное множество задач, вы лишите себя возможности отдохнуть или поболеть, потому что без вас эффективность отдела снизится. А от вас требуется прямо противоположное – чтобы подчиненные работали и с вами, и без вас.
Учитесь делегировать – не просто ставить задачи подчиненным, а передавать им часть работы вместе с ресурсами, правом принятия решений и ответственностью.
Делегирование бывает трех типов: классическое – от руководителя подчиненному, параллельное – между сотрудниками одного уровня, и обратное – от подчиненного руководителю. Последнее возникает, если сотруднику не хватает квалификации или полномочий (но он также может просто чувствовать неуверенность и пытаться избежать ответственности).
Чего вы этим добьетесь?
- Вы мотивируете подчиненных, показав, что доверяете им.
- Вы повысите квалификацию сотрудников, призвав их покинуть зону комфорта.
- Вы дадите подчиненным стимул использовать известные им инструменты и знания, чтобы получить новый опыт.
- Вы ускорите процессы.
- Вы освободите себе время на задачи, в которых без вас точно не обойтись.
Правила делегирования
Чтобы за результаты коллег и подчиненных не пришлось краснеть, будьте последовательны:
1. Сформулируйте, что вы хотите получить в результате. Так вы поймете, как действовать и кто должен стать исполнителем.
2. Составьте поэтапный план выполнения задачи. Так вы увидите, какие ресурсы и полномочия потребуются исполнителю.
3. Выберите исполнителя. Этот сотрудник должен обладать нужными компетенциями и навыками или может быстро их приобрести.
4. Поставьте задачу. По SMART , разумеется.
5. Соберите обратную связь. Спросите исполнителя, каким он видит результат работы, как собирается выполнять задачу, что ему нужно и нужна ли ему ваша помощь. Это нужно, чтобы убедиться: вы видите план и результат одинаково. Если есть отклонения – обсудите их, подкорректируйте план и – вперед.
6. Предоставьте ресурсы. Убедитесь, что у исполнителя есть все, что нужно, главное – время. Если у сотрудника есть другие задачи, помогите ему расставить приоритеты.
7. Контролируйте и корректируйте. Установите точки контроля, чтобы результат не стал для вас неприятным сюрпризом. Устраивайте регулярные летучки с исполнителем, обсуждайте задачу, отвечайте на вопросы – но не стойте над душой. Делегирование – это про доверие.
8. Дайте обратную связь по результату. Объясните исполнителю, что получилось хорошо и лучше, а что стоит подтянуть, вспомните, как решали проблемы. Обязательно похвалите подчиненного.
9. Мотивируйте! Если сотрудник смело вышел из зоны комфорта – обсудите зоны роста, проблемы и как их нивелировать. Поделитесь опытом и расскажите о перспективах.
О чем важно помнить при делегировании?
Во-первых, будьте готовы, что исполнитель будет обращаться к вам за поддержкой. Делать что-то впервые очень страшно, и вы должны стать опорой для новичка на первое время. Зато позднее он справится уже без вас, а вы получите время для других задач.
Во-вторых, никто не застрахован от ошибки, особенно неопытный сотрудник. Так как ответственность за результат лежит на вас, тщательнее планируйте и будьте внимательнее, расставляя точки контроля.
В-третьих, не спихивайте на подчиненных неприятные или неинтересные задачи. Результат выйдет так себе, а сотруднику неинтересная и не развивающая задача не даст ничего.
И главное, не бойтесь – ни того, что подчиненный справится плохо, ни того, что он справится лучше. Ошибки можно исправить, а сильный игрок в вашей команде – ваш козырь, помощник, а вовсе не соперник. Руководитель силен настолько, насколько сильна его команда.
Читайте также: Эволюция руководителя, Hard skills и soft skills для начальника