Найти тему
Native-Like Fluency in English

Роль преподавателя – развивать интерес, вдохновлять и помогать осваивать знания на практике

Роль преподавателя совсем не в том, чтобы исправлять ошибки или быстро выдавать правильный вариант ответа.

- Я думаю, эта фраза вот так переводится. Это правильно?

- А почему ты думаешь, что она так переводится?

- Ну я вот так думаю и все. Вы мне скажите просто, правильно или нет.

- Неправильно

- А как правильно? Переведите мне правильно. (Непонятно, учитель или переводчик нужен человеку)

- А как ты сам думаешь? Это часто неожиданный вопрос.

"Что тут думать? Берёшь Google translate, вбиваешь нужное тебе слово или предложение на русском, вставляешь в текст, показываешь учителю. Если что, он исправит. Я ведь хожу и плачу за уроки."

Когда я напоминаю о возможности обращаться за обратной связью, я не имею в виду: "принесите мне свою работу, и я её сделаю за вас". Обратная связь даётся именно ПОСЛЕ выполнения работы. Если не получается, человек тоже за ней обращается и говорит: "Вот тут не могу разобраться. Уже сделал А и Б, проверил 10 вариантов, но вот тут не нашёл соответствия. Поэтому не уверен, что правильно. Можете скорректировать?".

То есть человек уже что-то сделал и готов выполнить ещё одну итерацию, используя обратную связь преподавателя. Не просто получить готовый ответ (и привыкать получать правильные ответы за деньги, которыми он оплачивает время специалиста), а научиться находить его самостоятельно. Иногда человек делает вроде много, но одно и то же. Он этого не видит, иначе бы перестал так делать.

Обратная связь того, кто уже находится там, куда ты хочешь прийти, помогает увидеть свои процессы и ход мысли, который настолько привычен для человека, что он его не распознает.

Выполняя упражнение много раз, но с неправильной техникой, можно не только не получить нужный результат, но и причинить себе вред. Тренер, который помогает поставить технику выполнения, должен находиться рядом во время выполнения упражнений много раз, пока человек учится.

Обратная связь показывает, какие этапы человек пропускает, где нарушена биомеханика движения, где недоделывает, где спешит, где излишне напрягается и многие другие вещи. Работает с обратной связью тот, кто учится, а не тот, кто её даёт. Тот, кто хочет научиться, анализирует и пробует ещё раз. И ещё раз. И снова получает обратную связь. И снова делает. Так человек учится. С каждой итерацией получается другой результат. Часто – быстрее, точнее, красивее, свободнее.

С каждым обращением к преподавателю за правильным ответом не происходит ничего. Абсолютно ничего, кроме закрепления привычки требовать объяснений и требовать понимания, не вложив ни капли своего труда.

Это абсолютно не значит, что для преподавателя нормально ерничать, умничать, не помогать искать ответы, не объяснять непонятное. Важно намерение. Иногда намерение – доказать, что я много знаю, а значит я хороший преподаватель, а значит я лучше других, а значит я стою дороже.

Иногда намерение помочь научиться. Тем, кто имеет желание и способен, а не всем подряд.

Иногда намерение – понять себя, и тогда бывает, что человек разбазаривает весь свой ресурс на всех подряд, не умея отличать тех, кто способен и тех, кто просто готов платить за доступ к человеку с готовыми правильными ответами.

Роль преподавателя – развить интерес, вдохновлять (то есть поддерживать интерес, который зажегся внутри, правильными действиями) и помогать осваивать знания на практике. Научить нельзя. Человек может выбрать научиться, и для этого он ищет преподавателя.

Стремление "научить" выражается в отстаивании своей авторитетности (только я знаю, как правильно, я знаю как учить предмету, и точно скажу, сколько слов тебе нужно до следующего урока выучить). И получается, что учителя привыкают объяснять тем, кто не заинтересован и не просил объяснений, требуя понимания (такого же уровня, как у них) жалуясь, что никто не понял.

Требуют активности, не давая возможности заинтересованным проявить активность. Задуматься. Задать вопрос. А вопрос хочется и легко задать только тому, с кем нравится общаться, и тому, кто точно тебя поймёт. Когда этого фундамента нет, то нет общения, нет вопросов, нет интереса, нет обучения.

Учитель - это не тот, у кого есть все правильные ответы.

Это и не коуч, который задаёт вопросы по некой технологии задавания вопросов ради соблюдения технологии и не чувствуя людей.

Учитель находится, когда человек готов научиться. Сам. Пока человек просто требует правильные ответы, при этом зная, что нужно сделать, чтобы самому их получить (т.е. прошёл базовый курс обучения, но не отрабатывает технику выполнения на практике и не обращается за обратной связью), это еще не "сам".

Учитель 5-го класса должен подготовить ребёнка к 6 классу, а не предлагать ему (если что) решать за него задачи 5-го класса до конца школы.

Не привязывать к себе, а подготовить к самостоятельному путешествию. В котором преподаватель может легко оставаться другом, интересным собеседником, наставником, но не подстраховкой на случай, если Вася забыл перевод слова "tremble".

Понять человек может только сам. Ни один преподаватель не может заставить понять или впихнуть нужный ему объем знаний туда, куда он не впихивается.

Задача преподавателя – создать условия, где есть семена, которым пора всходить, всходят. Те, которым ещё не пора, взойдут позже. Сейчас им просто нужны другие условия.