Найти в Дзене
Nectar For The Soul

Бриллиант симфонического-метала! Рецензия на культовый альбом "Theli" шведской симфо-метал-группы Therion.

Оригинальная обложка альбома "Theli".
Оригинальная обложка альбома "Theli".

Сегодня шведский коллектив Therion имеет культовый статус на метал-сцене, множество поклонников по всему миру и заслужил искреннее уважение среди музыкальных критиков и коллег-музыкантов. Но ведь так было не всегда. В какой момент он получил признание широкого круга слушателей? Однозначного ответа дать, конечно же, нельзя, ведь это не могло произойти в течении короткого промежутка времени; коллектив выпустил не один альбом, прежде чем стал всемирно любим, но думаю точкой отсчёта обретения большой популярности можно считать 9 августа 1996 года... Впрочем, обо всём по порядку.

Christofer Johnsson - мультиинструменталист, гитарист и основатель коллектива. Автор большей музыкальной части, некоторых текстов, какое-то время был основным вокалистом.
Christofer Johnsson - мультиинструменталист, гитарист и основатель коллектива. Автор большей музыкальной части, некоторых текстов, какое-то время был основным вокалистом.

Коллектив Therion , ведомый Christofer'om Johnsson'om, был образован в 1987 году, правда он тогда имел иное имя, и прошло несколько лет, прежде чем он обрёл нынешнее. Взяв курс на популярный в то время Death Metal, сочинялся и записывался материал, оттачивалась техника владения инструментами, и шёл поиск собственного, фирменного звучания.

Спустя годы, пяток выпущенных демо-записей, нескольких смен имён и составов был записан и выпущен
дебютный альбом. Шибко оригинальным материалом он наполнен не был, но тем не менее имел несколько неординарных ходов и был хорошо встречен слушателями. Далее последовали новые смены состава, выступления, альбомы, поклонники. С каждым новым релизом звучание коллектива обогащалось, вносились множественные влияния иных музыкальных течений, и к середине девяностых музыка коллектива уже имела мало общего с традиционным смертельным-металом, а вскоре и вовсе утратила его черты.

К тому времени коллектив имел уже не малую фэн-базу, но настоящая слава пришла после выхода, 9 августа 1996 года, альбома озаглавленного
"Theli". Это был прорыв!

Основной состав Therion на момент выхода альбома: Christofer Johnsson (вокалист, гитарист, клавишник, автор музыки и текстов), Piotr Wawrzeniuk (ударник, вокалист), Lars Rosenberg (бас-гитарист).
Основной состав Therion на момент выхода альбома: Christofer Johnsson (вокалист, гитарист, клавишник, автор музыки и текстов), Piotr Wawrzeniuk (ударник, вокалист), Lars Rosenberg (бас-гитарист).

До сих пор многие считают этот альбом вершиной и эталоном симфо-метала, основоположником которого фактически он и является. Ничего подобного ему до этого не было, было что-то около того или просто различные эксперименты по соединению метала и симфоники. Если посмотреть с позиции того времени он был как нельзя вовремя, после ранее проводимых экспериментов в области скрещения двух музыкальных течений, должно было выйти что-то "однородное", цельное, монолит. И вышел он. А уже затем, в скором времени остальные симфо- и около симфо-металические альбомы.

А если копнуть чуть глубже? То мы узнаем, что он обогнал своё время примерно на пол десятилетия, поскольку большая часть материала была написана ещё в начале 90-х. Хотя тот факт, что он был приведён в знакомый нам вид гораздо позже, забывать, конечно, нельзя.

Непосредственно о самом материале. Для начала стоит сказать о том, что хитов здесь нет (в привычном для меня понимании), здесь каждая вещь уникальна, не строится по какой либо схеме, а просто... предстаёт такой какая она есть. Трудно объяснить, но попробовать можно, представим ситуацию.

Вы встретили человека, допустим, он родственник, которого вы никогда не видели. Вы с ним разговариваете обо всём том, о чем обычно говорят в таких ситуациях, в самой располагающей к беседе обстановке, какую только можно представить. И вот собственно всё то, что он говорит, как говорит, какие слова\выражения использует, жестикуляция, мимика, тембр\тон голоса и тому подобное это и есть
"Theli". Они не поддельны, не наиграны, это всё искренне и по-другому быть не может. Т.е. альбом представляет нам самого себя в отдельных композициях, он нам "рассказывает про себя". Возможно, несколько туманно получилось, и кто-то скажет "так можно сказать про многие работы", но более понятно объяснить мне не удастся.

Отталкиваясь от метафоры, обратим внимание на количество "объектов восприятия", можно понять, что работа очень многогранна: здесь нет какого-то одного настроения, какой либо чётко определённой структуры, красок "вот_этого_цвета" и прочего. Здесь всё строится на: тонах, полу-тонах, нагнетаемых атмосферах (в альбоме в целом и в каждой песне в частности), оттенках\яркости тех или иных эмоций их многообразия и спонтанности и многого другого.

Здесь нет ведущего вокала, даже не так, здесь нет вокалиста. Да, в каждой песне "основные" партии исполняют двое из трёх "основных" вокалистов (Кристофер, Дэн Свано, Пётр Ваврзенюк), но это скорее один аморфный, видоизменяющийся голос, голос "Theli".

Одна из страниц буклета с загадочными письменами.
Одна из страниц буклета с загадочными письменами.

Лирика же, как обычно, посвящена мифологии народов мира, мистическим и религиозным учениям древности. К примеру, в песне "Invocation Of Naamah" поётся о призыве одной из жён Самаэля, суккуба Наама, часть текста здесь написана на енохианском языке - языке, которым пользовались Джон Ди и Эдвард Келли (средневековые мистики и алхимики). По их словам, этот язык им нашептали сами ангелы. А песня "The Siren Of The Woods" вообще полностью исполнена на древнем аккадском языке, а поётся в ней о Нергале - боге шумеро-аккадской мифологии, владыке подземного царства, супруге богини подземного царства Эрешкигаль.

Но вернёмся к музыке. Выше было сказано о том, что альбом является родоночальником симфонического-метала, но как бы смешно это не звучало, в записи симфонический оркестр задействован не был (заявленный в буклете "Бамбекский Симфонический Оркест" является не более чем шуткой). Были задействованы два хора - "Северогерманского Радио" и "Хор Сирен", а отсутствие оркестра должны были компенсировать Готтфрид Кох, Ян-Питер Генкель и два штатных клавишника с помощью сэмплов и сложных наложений. Они с этой задачей справились безукоризненно, до сих пор многие не верят, что оркестра-то и не было.

После всего сказанного обязательно следует добавить, что
"Theli", несмотря на всю свою разносторонность, являет собой единое целое. После этого альбома Therion стал всеобще любим, а с каждым последующим релизом их уважение среди слушателей росло.

По-моему мнению, этот альбом одна из вершин музыкального искусства вообще, а не какого-то конкретного направления. Одна из тех работ которая может поглотить тебя целиком и полностью. Когда его слушаю у меня сердце замирает, дыхание перехватывает, зачастую "отрываюсь" от внешнего мира и ухожу глубоко в себя. При каждом прослушивании испытываю всё новые эмоции, всё новые переживания. Он не устаёт меня удивлять. Всегда могу найти что-нибудь новое в нём, те или иные оттенки, эмоции или что-либо ещё.

Что можно ещё добавить? Да в принципе много чего, только и так много сказано, пожалуй, буду заканчивать, лучше один раз послушать, чем читать все те дифирамбы, которыми можно завалить альбом. Добавлю лишь то, что альбом заслуживает высшей оценки - шесть из шести. Альбом-Шедевр , Альбом-Столп, Альбом-Икона.

P.S.: Приобрести альбом на физическом носителе с обновлённым оформлением (Deluxe издание 2014 года, которое так же включает в себя 3 бонус-трека и бонусный DVD-диск) можно в официальном магазине коллектива.