Найти тему
ИстПросвет

Кто этот юноша на красном коне и что нужно знать о его судьбе

Оглавление

Картину «Купание красного коня» Кузьма Сергеевич Петров-Водкин написал в 1912 году. На выставке она произвела настоящий фурор. Даже Илья Репин – постоянный критик художника – вынужден был признать её удивительную силу.

Купание красного коня (центральный фрагмент)
Купание красного коня (центральный фрагмент)

«Купание красного коня»

Репин не знал, что «Купание красного коня» было уже практически завершено, когда Петров-Водкин впервые увидел новгородские иконы. Отреставрированные шедевры 13-15 вв. произвели на него ошеломляющее впечатление, под которым он находился всю оставшуюся жизнь. Художник уничтожил первоначальный вариант картины и написал новый, в котором центральное место занял пылающий красный конь.

Картина насытилась красным, жёлтым и охристым цветом. Она приобрела художественную завершённость и наполнилась философским смыслом. Новая эстетика Петрова-Водкина сводила с ума. Образ коня и юного седока поражал сочетанием внутренней силы животного и отрешённой сосредоточенностью хрупкого наездника, держащегося за поводья.

У каждого, кто видел композицию, возникало безотчётное чувство тревоги. В ней было что-то пророческое, как будто художник предвидел начало Первой мировой войны и гибель царской России под копытами красных коней.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

Два претендента на одно место

Над первым вариантом картины Петров-Водкин работал на юге России, около города Камышина. Коня он писал с жеребца по кличке Мальчик. Во втором – окончательном – варианте конь в большей степени персонаж нереальный и лишь отчасти напоминает своего прототипа из имения. Впрочем, сравнить нам не с чем.

Иначе дело обстоит с седоком. Но здесь тоже есть свои трудности. Имеются два человека, каждый из которых заявлял, что именно с него Петров-Водкин рисовал наездника красного коня. Одним из них был художник, ученик Петрова-Водкина, Сергей Калмыков. Отказывать ему в правдивости нет смысла. Скорее всего, Петров-Водкин делал наброски с его фигуры тоже. Однако основным натурщиком для картины был двоюродный брат художника Александр Иванович Трофимов.

Нелёгкая судьба интеллигента

Александр Трофимов был сиротой и с раннего детства воспитывался в доме матери Петрова-Водкина в Хвалынске. Трофимов был способным человеком. Во взрослом возрасте он знал несколько языков, а, когда понадобилось, легко выучил чувашский. Он был физически силён, слыл знатоком искусств и пел в церковном хоре. Со своего брата Петров-Водкин написал не только «Красного коня», но и полотно «На линии огня».

«На линии огня» (худ. К.С. Петров-Водкин, 1916)
«На линии огня» (худ. К.С. Петров-Водкин, 1916)

По рассказу сына Александра Трофимова, в годы Гражданской войны его отец служил у Чапаева, потом сражался на Южном фронте. Вступил в партию. После войны учился летному делу, но из училища его отчислили из-за глупого недоразумения.

В 1937 г. Александр Трофимов попал под следствие. В его столе обнаружили письма Петрова-Водкина, написанные из Парижа на французском языке. Для следователей НКВД этого оказалось достаточно, чтобы обвинить невиновного человека в антисоветской деятельности и на десять лет отправить на строительство Беломорканала.

По возвращении из ГУЛАГа Александр Иванович с трудом устроился работать заготовителем в табачную контору. Он ездил по Чувашской республике и закупал махорку. (Здесь-то он и выучил чувашской язык.) После того как махорочная фабрика сгорела, Трофимова взяли работать завхозом в Чебоксарский кооперативный техникум, где он проработал до 85 лет.

Александр Иванович Трофимов умер в 1987 г. в Чебоксарах, дожив почти до 90-летнего возраста. Всё это время проходил с клеймом «врага народа». Его реабилитировали посмертно 1989 году. Так, в духе времени, сложилась судьба прекрасного человека – юноши, сидящего на красном коне и отрешённо смотрящего вглубь самого себя.