Найти в Дзене
Art Publication

Николай Аструп. Характер нордический.

Николай Аструп родился 30 августа 1880 года в норвежском городе Бремангер в семье местного священника. Его судьбу сложно назвать драматической или яркой, но мы предлагаем вам проследить ее на контрасте с его картинами, наполненными сказочными мифами и народными мотивами, дающими нам более полное понимание того, что происходило в душе у этого спокойного и замкнутого человека.

Дигиталис. Н. Аструп
Дигиталис. Н. Аструп

Как уже говорили ранее, он родился в большой семье служителя церкви. Отец очень рассчитывал, что сын продолжит его путь служения. Не случилось.

После окончания церковно-приходской школы в 1895 году, юношу потянуло на мирской путь. Он переехал в город Тронхейм, где поступил в местную классическую гимназию. Светское образование сподвигло его заинтересоваться живописью (не гарантируем достоверность этого утверждения, ведь никаких доказательств, что Николай не занимался живописью в детстве у нас нет), но это стремление ограничивалось самообразованием. После завершения обучения в гимназии он вернулся на родину, где на него лег груз ответственности за образование младших братьев и сестер.

Женщина с фонарем. Н. Аструп.
Женщина с фонарем. Н. Аструп.

Не трактуйте сей факт в негативе, это была очень распространенная практика, ведь выучить нескольких детей в другом городе обычному священнику XIX века, служившему в захолустном приходе, было дороговато. Норвежцы с большим вниманием относятся и относились к семье и понятие «род» для них не пустой звук, несмотря на то, как это пытаются трактовать современные отечественные СМИ. Поэтому когда через четыре года Николай Аструп решил полноценно обучаться живопись, его никто не стал удерживать. В Осло (Христиании) он брал частные уроки у Иоганна (Юхана) Нордхагена (23 марта 1856, Велдре — 28 августа 1956 ) . Это был не рядовой художник, его талант рисовальщика развился благодаря Королевской школе рисования, обучению в Париже, Германии и огромному опыту, полученному при реализации заказа Норвежского картографического и кадастрового управления (тогда известного как Norges Geografiske Oppmåling). Именно Нордхаген был ведущим гравером и литографом своего времени, его пейзажи и их литографии до сих пор поражают воображение. Он смог привить своим ученикам навыки портретного и пейзажного рисунка, что Аструп разовьет согласно тенденциям времени и своему личному вкусу.

Талант Николая Аструпа был оценен по достоинству и в 1901 году он получил степендию, что позволило ему посетить Любек, Гамбург, Дрезден, Берлин, Мюнхен и, наконец, Париж, где он поступил в Академию изящных искусств в класс своего соотечественника Кристиана Крога (ранее у него обучался молодой Эдвард Мунк).

Через год Аструп возвращается на родину и поселяется в городке Йёльстере, который и станет его домом. На первой персональной выставке 1905 года в Осло (Христиании), его ждет успех. Картина «Старый склад в Йлстере» будет даже приобретена для Национальной галереи. Дальше последуют выставки в Берлине, Лондоне, Копенгагене и Стокгольме.

Коровник. 1904 г. Н. Аструп
Коровник. 1904 г. Н. Аструп

В 1907 году он женился на простой деревенской девушке Энгель Сунде и перебрался в сельскую местность. У них родится 8 детей и всей дружной семьей они будут содержать небольшое хозяйство. Сейчас правительство Норвегии выкупило недвижимость и в доме Аструпа открыт его музей.

Все было бы прекрасно, если не одно «но». В 1919 выясняется, что художник болен туберкулезом. Течение болезни обостряется астмой. Не зацикливаясь на смертельном недуге, супруги Аструп в 1922 году совершают путешествие в Алжир. В 1928 году, художник, измученный приступами болезни, скоропостижно скончался в возрасте 47 лет.

Soleienatt. Н. Аструп.
Soleienatt. Н. Аструп.

Его творчество на некоторый период выпало из поля зрения искусствоведов, но благодаря тому, что скандинавы очень трепетно относятся к своему наследию, мы имеем возможность достаточно полно ознакомиться с творческим путем художника.

Он всегда работает на симбиозе реальности и мифа. Его пейзажи естественны и написаны с живой натуры, чаще всего с природных ландшафтов, окружавших их семейный дом в Йёльстере. Вот только Николай Аструп населяет их ритуальным огнем, антропоморфными деревьями и превращает в сказку.

Горные фермы. 1924 - 28 гг. Н. Аструп.
Горные фермы. 1924 - 28 гг. Н. Аструп.

Аструп прекрасный колорист, любит работать пятнами чистого цвета, что создает эффект калейдоскопа, когда осколки цветного стекла собираются в увлекательные узоры. Мы встречам подобную технику и у Рериха и у Билибина, это вообще признак времени. Времени, когда на границе веков северные общества искали свою самобытность, стремясь привить зрителю любовь к прошлому и к народному, противопоставив их безопасность угрозам технического прогресса и научного рационализаторства.

Костер в канун дня летнего солнцестояния. 1912 г. Н. Аструп.
Костер в канун дня летнего солнцестояния. 1912 г. Н. Аструп.
  • Еще больше интересных историй на нашем сайте art-publication.ru
  • Красивые картинки со смыслом в нашем instagram
  • Каждое утро с новым художником в нашем telegram

Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, помогайте нам писать интересные статьи для Вас.