Найти в Дзене

Как плохо, что люди и птицы не понимают друг друга…

Разработка экологической викторины для проведения в школах и библиотеках Пти - маленький герой сказки Екатерины КАЛИКИНСКОЙ "Вокруг света на птичьем крыле". Он появился из птичьего яйца и прекрасно понимает язык птиц. Вот почему старый аист поручает ему очень важное дело... Птицам становится жить всё хуже на Земле рядом с людьми. Но разве нам, людям, будет хорошо, если птицы исчезнут? Пти только на секундочку вообразил это, и ему стало так страшно, будто он с большой высоты полетел вниз. Молчащие сады и леса, опустевшие поля и парки, рассвет, который наступает в полной тишине…
– Чего же вы хотите от меня?
– Ты должен собрать жалобы всех птиц и отнести их самому главному человеку на Земле. Давайте почитаем о кругосветном путешествии Пти, узнаем, какие жалобы птиц на людей он услышал, и попробуем исправить хотя бы то, что в наших силах... ЖАЛОБЫ ПТИЦ Утки-морянки Тут к Пти приблизилась небольшая утка со слегка выцветшими перьями, которые, наверное, люди бы назвали птичьей сединой, резко
Оглавление

Разработка экологической викторины для проведения в школах и библиотеках

Пти - маленький герой сказки Екатерины КАЛИКИНСКОЙ "Вокруг света на птичьем крыле". Он появился из птичьего яйца и прекрасно понимает язык птиц. Вот почему старый аист поручает ему очень важное дело...

Птицам становится жить всё хуже на Земле рядом с людьми. Но разве нам, людям, будет хорошо, если птицы исчезнут?

Пти только на секундочку вообразил это, и ему стало так страшно, будто он с большой высоты полетел вниз. Молчащие сады и леса, опустевшие поля и парки, рассвет, который наступает в полной тишине…
– Чего же вы хотите от меня?
– Ты должен собрать жалобы всех птиц и отнести их самому главному человеку на Земле.

Давайте почитаем о кругосветном путешествии Пти, узнаем, какие жалобы птиц на людей он услышал, и попробуем исправить хотя бы то, что в наших силах...

Здесь и далее рисунки Марины БЕЛОУСОВОЙ
Здесь и далее рисунки Марины БЕЛОУСОВОЙ

ЖАЛОБЫ ПТИЦ

Утки-морянки

Тут к Пти приблизилась небольшая утка со слегка выцветшими перьями, которые, наверное, люди бы назвали птичьей сединой, резко крякнула, прекратив всякий шум на озерце и в камышах, и звучным глубоким голосом обратилась к Пти:

– Мы летим на берега Белого моря. Там наш дом, наша суровая родина. На каменистых, поросших мхом утёсах, о которые бьются холодные волны, нас ждут знакомые места для гнёзд. Мы торопимся – северная весна коротка, лето ненадёжно. Надо сделать много дел, а времени так мало! На севере птицам живётся непросто!
Тут сердце Пти вздрогнуло, словно скорлупа под ударом клюва, и он вспомнил строгий взгляд старого аиста и его слова.

– И всё­-таки вы не хотите покидать эти места? – спросил он.
Старая морянка смерила его строгим взглядом:
– Находятся умники, которые советуют выбрать местечко потеплее. Но мы любим то место, где родились. Хотя с каждым
годом в нашем любимом море становится всё меньше рыбы и вкусных рачков, всё больше приходится бороться за то, чтобы накормить своих птенцов. Наши скалы люди обносят заборами и ставят на них какие­-то вышки… Когда мы сидим на яйцах, мы больше всего ценим покой, а люди всюду ходят своими сапогами, а иногда и того хуже – спускают собак на беззащитных уток, которые не могут покинуть
гнездо!
-2

СОВА-СПЛЮШКА

– Испокон веков мы, совы­-сплюшки, напоминаем о приходе ночи, и уже привыкли к тому, что это наша работа.
– Что же тебя печалит?
– Я живу в скворечнике. В нём тесно и шумно. К тому же, того гляди, до него доберётся какая-­нибудь кошка.
– А зачем тебе жить в скворечнике? – удивился Пти. – Я знал одну сову, она жила на чердаке.
– Старый дом, на чердаке которого гнездились ещё мои бабушки и дедушки, в прошлом году разрушили, и мне ничего не оставалось, как переселиться в скворечник. Хорошо, что нашлось хоть такое жильё! Некоторые мои родичи остались без крыши над головой – в современных домах чердаки не предусмотрены.
– А скворцы не выгонят тебя?
– Нет, они больше не прилетают сюда.
– Почему?
– Им нечем питаться: земля повсюду стала жёсткой и сухой, её не раздолбишь птичьим клювом.
Пти не поверил – ведь он жил в усадьбе и до сегодняшнего дня не видел асфальта. Он спросил:
– А газоны?
– Газоны не перекапывают, и в земле не найдёшь червяков. Перестали сажать и вишни, которыми так любят лакомиться скворцы. Так что им тут делать нечего.

ЛЕБЕДИ

-3
– Как ты здесь оказался? Что у тебя с крылом?
Синь смотрел на него, повернув чуть набок голову. Не сразу, медленно, с трудом он начал говорить. Пти узнал о страшной трагедии на реке Поной.
В конце лета, перед отлётом лебедей, туда пробрался на моторных лодках отряд браконьеров. От выстрелов из автоматов погибли Свирр и Сванна, Свирри, Свэн, Сванни, Синри, Свенус и многие родственники королевской лебединой семьи. Только Синь, который, не послушавшись родителей, отправился в этот день ловить рыбу на далёкое болотное озеро, уцелел. Он вернулся на реку лишь на следующий день. Повсюду по воде плавали лебединые перья, а в кустах лисы и хорьки пировали остатками того, что не пригодилось охотникам. Мелкие птицы в лесу с ужасом пересказывали друг другу подробности трагедии. Синь понял, что искать родных – бессмысленно, и в одиночку полетел на юг.
Он был так потрясён случившимся, что почти не осознавал, что делает. И так же, как Гагара, запутался в рыболовной сети. К счастью, его доставили в городской центр помощи животным. Здесь он жил уже третью неделю и мечтал только об одном – никуда
больше не летать.

ЖУРАВЛИ

-4
Утром птицы двинулись вперёд, толкуя о своем любимом поле, на котором будет много зёрен, душистых и сытных, – рассыпанных по земле или на несжатых колосьях.
Лететь полуголодным журавлям было нелегко: они часто отдыхали, лежа на тёплых потоках восходящего воздуха. Чем ближе была цель, тем веселее они переговаривались между собой.
Но что это? Вожак стал растерянно кружить в воздухе. Пти посмотрел вниз и не увидел никакого поля: внизу на одинаковом расстоянии друг от друга были расставлены белые аккуратные коробочки. Мальчик не сразу понял, что это двухэтажные домики, во дворах которых, как муравьи, копошились люди. Между домами
была площадь размером с блюдце, похожая на большой муравейник. От площади отрывались, как разноцветные пузырьки воздуха, воздушные шары и плыли вверх. Один из них медленно приближался к Пти, и он следил за ним взглядом, надеясь поймать.
Снизу долетали резкие звуки оркестра.
Вожак в отчаянии пробормотал:
– Не мог же я ошибиться?
– Это то самое место! – как будто отвечая на его вопрос, воскликнула Журка. – Вот холм, похожий на голову лисицы, вот старый каменный сарай на краю поля. Но откуда эти дома и дворы?
– Когда место настолько изменилось, можно считать, что его уже нет! – изрекла старая журавлиха, много повидавшая на своём веку.
– Что же делать? – загалдела стая...
– Мы не можем дальше лететь без отдыха…
– Не опасно ли теперь здесь останавливаться? – послышались растерянные голоса.

Между тем Пти прочитал надпись на сияющем боку шара: «День журавля» и рассмотрел белый силуэт птицы.
– Ничуть не опасно! – воскликнул он. – Эти люди как раз празднуют День журавля! Они будут нам только рады!
Вожак приказал снижаться на крохотную полянку за сараем. Однако корма на ней было совсем мало. Журавли пытались собрать остатки колосьев, а кто-­то даже залез в брошенный сарай с оторванной дверью, едва державшейся на одной петле. Двигаться дальше не было сил – ведь стая уже проделала немалый путь...
В самом весёлом настроении Пти оглядывался вокруг, чтобы придумать, как ему попасть на площадь и посмотреть праздник. Но тут услышал, что звуки оркестра приближаются. По улице двигалась процессия с транспарантами. Праздник сам шёл навстречу – вот здорово! Когда процессия приблизилась, мальчик уцепился за подножку машины, украшенной цветами и флагами. Машина медленно двигалась вдоль улицы, тёплый ветер колыхал яркие полотнища, играла музыка, из домов выходили люди и присоединялись к праздничной толпе.
Многие из них несли в руках игрушечных журавлей, сделанных из дерева и соломы. Журавли были изображены и на флагах, и на значках, приколотых к одежде людей.
Пти удобно устроился на нагретой солнцем подножке и с удовольствием слушал разговоры – он уже соскучился по человеческой речи. Люди говорили о журавлях – с восторгом и почтением. Пти это было очень приятно. Он с нетерпением ждал, когда же процессия приблизится к поляне, на которой остановились его друзья.
Вот уже стал виден каменный сарай и сгрудившаяся возле него стая. Но что это? Пти увидел, что журавли совсем не рады людям,
а очень встревожены. Возможно, им не нравились звуки оркестра...
– Мы уже не сможем больше останавливаться в этом месте! Люди уничтожили наше любимое поле, – говорили одни.
– К чему нам такой праздник? Он только для людей, а не для журавлей, – вторили остальные.
– Люди всё только портят, – высказала общее мнение старая журавлиха. – Взять хоть эту речку – раньше в ней водилось
много рыбы и жирных лягушек. А теперь люди устроили каналы, отвели воду на поля, и речка обмелела. Я не удивлюсь, если когда-нибудь она исчезнет совсем.

Морские птицы

– Много же странного придумали люди!
– Иногда придумывают и полезное, – не согласился Буревестник. – Есть целые плавающие острова, их называют танкеры. Я не знаю, зачем они, но на них очень удобно останавливаться птицам во время
перелётов. Раз тебе хочется постоять на ногах, мы опустимся на одном таком острове. Судя по крикам чаек, он где-­то недалеко.
Пти повеселел. Через некоторое время на горизонте показалась стая чаек. Она мчалась навстречу путешественникам с оглушительным криком.
– Что с ними такое? Они обычно летят в сторону танкера, а не обратно! – удивился Буревестник. – Не сошли ли они с ума?
Когда стая приблизилась, оказалось, что чайки страшно напуганы.
– Чёрное, мёртвое! Чёрное, мёртвое! – кричали они. – Прочь, прочь!
У многих из них на перьях были тёмные маслянистые пятна. Эти птицы летели с трудом. Две чайки на глазах у Пти упали в море. Остальные, удаляясь, предупреждали остальных птиц не касаться воды. Буревестник тем не менее направил свой путь в ту сторону, откуда они бежали.
Странное зрелище открылось путешественникам: среди моря расползалось тёмное пятно. Казалось, оно проглатывало бушующие волны: приближаясь к его границе, они куда­-то исчезали. Ровная маслянистая поверхность кое-­где слегка топорщилась, и Пти увидел, что оттуда высовываются крылья птиц, головы нерп и бледные брюшки дохлой рыбы.
– Не вздумай трогать эту рыбу! – закричал он, видя, что Буревестник снижается.
– Я и не хотел! Только узнаю, нет ли среди птиц моих товарищей?
Пятно между тем росло, словно большая клякса. В его жирной гуще Пти с ужасом различил белые головы морянок, серебристые пятна на боках погибших гагар и острые крылья чаек, торчащие наружу…
Буревестник пробормотал:
– Мои сородичи могут обойтись без того, чтобы отдыхать на воде, когда они летят над морем, не то что эти бедняги…
Он снова взмыл вверх. Пти никак не мог прийти в себя.
– Что это за ужас? – спросил он.
– Язва на теле моря, которая укрощает волны и губит всё живое – это тоже придумали люди. Они почему-­то очень любят нефть. Но когда случается протечка в танкере и он тонет, то ещё много лет отравляет эту часть океана. Сколько других птиц погибнет,
сколько рыбы, сколько маленьких невидимых рачков, которые нужны тем же китам…
Буревестник умолк и продолжал путь.
Он сообщал встречавшимся по дороге птицам о катастрофе резким, печальным криком. А они отвечали ему по-­своему. Пти решил запомнить эту общую жалобу морских птиц, прерываемую глухим свистом ветра.

Нефть - не единственная беда, которая подстерегает птиц в океане...

– Давайте сделаем остановку на этой земле, чтобы я мог запастись перед путешествием человеческой едой! – предложил он.
И снова услышал гулкий гогочущий голос, только совсем мрачный:
– Это не остров, малыш, не земля, это самое огромное скопище мусора в мире! И одно из самых опасных мест в мировом
океане.
– Откуда же он взялся?
– Когда-­то люди бросали на берегу и в море пластиковые бутылки, тарелки, пакеты, коробки, теперь они скопились в одном месте и движутся в морской воде, отравляя её. На них нельзя сесть, рядом
с ними нельзя ловить рыбу, и я всегда стараюсь пролететь это место как можно быстрее! – альбатрос изменил курс, и мусорный остров стал удаляться.

КОЛИБРИ

-5
– Убить колибри очень просто, – говорил один голос. – Нужно просто встать там, где растёт много цветов со сладким запахом, ну хоть вон там, под деревьями, и дождаться, когда птица зависнет в воздухе. Они очень доверчивые и слишком смелые, чтобы думать об опасности.
– Только пуля должна быть самой маленькой, а то от птицы ничего не останется, – добавил другой голос. – А мне ведь нужны грудки колибри, чтобы продать в салон мод. Платья с воротниками из грудок колибри в прошлом сезоне имели бешеный успех.
– Нестоящее дело, могут поймать, ведь это запрещено законом. Гораздо лучше ловить колибри сетью. Зоопарки и любители
платят за это хорошо, а риска меньше – если остановит полиция, можно незаметно выпустить. Я уже раскинул сеть вон под
теми двумя пальмами.
Пти, похолодев от ужаса, невольно стал искать взглядом две растущие рядом пальмы, и тотчас же увидел их – вокруг них
яркими метками сновали колибри...

АИСТЫ

– Ну, я полечу, – сказала Айя. – У меня не так много времени, ведь поговаривают, что люди собрались через год осушать это болото и делать для себя парк. Так что нужно хотя бы этих птенцов воспитать как следует, в традициях предков, а то неизвестно, где придётся расти следующим поколениям…
– Если бы я мог рассказать людям, что нужно беречь аистов! – в досаде Пти стукнул кулачком по дереву.
-6

Конечно, это далеко не все жалобы птиц на людей, которые успел услышать в дороге Пти. Если вы хотите узнать о том, как живут другие птицы, с которыми повстречался наш герой, и о том, как люди уже сейчас помогают пернатым, читайте эту необычную историю.

В конце книги вас ждут вопросы экологической викторины, так что книгу можно использовать как готовое пособие для проведения экологических программ в школах и библиотеках.

-7

На форзаце книги есть карта с маршрутом путешествия Пти.

-8

Мы в редакции придумали игру для детей от 7 до 12 лет.

Ход игры:

Класс делится на 3 команды. Каждая команда путешествует со "своей" птицей - аистом, голубем и колибри

Эту карту мы можем прислать вам в вордовском файле
Эту карту мы можем прислать вам в вордовском файле

Карту выводим на экран вордовским файлом, в котором можно будет двигать мышкой птиц от точки к точке.

Количество точек можно изменять в зависимости от времени, отведенного на игру - делать больше или меньше "остановок".

Вопросы распечатываем на простой офисной бумаге, а вырезаем в виде птичьих перьев.

Перья уже потрепаны в боях, но еще живы )))
Перья уже потрепаны в боях, но еще живы )))

Вопросы выкладывать не хотим, потому что викторину проводим довольно часто. НО! Готовы выслать по запросу. Оставляйте заявки в комментариях или пишите нам на электронную почту: pr_akvil@mail.ru

Первая команда вытягивает одно перо, отвечает на вопрос. Если ответ верный, то птица этой команды "перелетает" на следующую "остановку". Если ответ неверный, то право ответа переходит к следующей команде. И так по кругу.

Выигрывает та команда, чья птица первой завершит кругосветное путешествие и вернется домой.

Победителям можно вручить медальки, распечатанные на плотной желтой бумаге. Кстати, во время встреч с автором на этих медальках можно и автографы давать. Файл с медальками тоже можем выслать.

-11

А закончить эту статью хочется вот этими словами:

«Как велика и как прекрасна Земля, – думал Пти – неужели на ней не хватит места всем – и людям, и птицам, и животным? Ведь мы все – её дети, и все любим её. Просто когда любовь становится чем-то привычным, её не замечаешь. Но она от этого никуда не исчезает»...
Города и селения, встречавшиеся им на пути, казались небольшими посевами каменных растений возле дорог и рек, и Пти подумал, что люди занимают не так уж много места, что птицам остаётся не так уж мало… Нужно только договориться о границах, как это сделали люди между собой.