Найти тему
Блог студии Снегири

Диалоги и типы шуток в комедии

Оглавление

Многие,  думая о разработке комедии и юморе как таковом, в первую очередь начинают придумывать реплики, и закладывают категорию смешного в диалог. Но кино - это визуальное искусство и юмор важно закладывать в ситуации.

Комичное закладывается на этапе разработки идеи и истории. Диалоги - конечно тоже важная составляющая кино и юмора, но не ведущая. О том, какие типы шуток бывают, а также что входит в понятие диалога и пойдет речь.

Сержант Билко ( 1996 )
Сержант Билко ( 1996 )

Что такое диалог

Когда заходит разговор о диалогах, почему-то подразумевают только реплики. Но ведь в сценарии диалог - это далеко не только они.  Описание действий в сцене, как диалог начинается, что персонажи делают во время него, и так далее, тоже входит в понятие диалога. А вот подробный материал о том как писать диалоги >>>>>

Этот этап разработки входит в поэпизодник. И уже после того как все действия написаны начинается этап создания реплик.

Когда вы  работаете над описанием диалогов, прорабатывайте каждую деталь, но помните, что описания предназначаются не для зрителя, а для съемочной группы.

Соответственно закладывать юмор, эпитеты, метафоры туда не нужно. Ваша задача в описаниях внутри поэпизодника грамотно и качественно поставить задачу, а не раскрыть жанр.

Выстрел в темноте ( 1964 )
Выстрел в темноте ( 1964 )

Реплики

  • Речь

Наделите героев речевыми характеристиками. Речевые характеристики - это то что добавляет герою индивидуальности: фразочки, формулировки, произношение, структура предложений, дефекты и другие особенности речи составляют портрет личности и способны стимулировать развитие комичных ситуаций.

  • Эмоции

Эмоциональное состояние героя тоже сильно влияет на то, как именно человек говорит. Поэтому когда вы пишите сцену, нужно понимать, в каком состоянии находится герой. Ведь и интонация и структура предложений будет отличаться, когда герой испытывает разные эмоции, злость, или радость.

  • Лаконичность

В комедии ценится краткость: чем шутка короче, тем она ярче и тем больше юмора вы сможете уместить в сценарий. При этом, нужно следить за ритмом, так как реплики и сцены одинаковой длинны могут усыпить зрителя.

Также не злоупотребляйте упоминанием имен, они только удлиняют текст диалогов, а на экране зритель и так в большинстве ситуаций понимает, к кому именно обращается герой. Тем более, упоминание имен влияет на количество знаков, а значит и хронометраж. Поэтому в кино имена встречаются в основном короткие - Макс, а не Сергей Иванович и так далее.

Сокращать хронометраж всегда сложнее чем удлинять, потому что вы потратили много сил и времени на работу, каждая сцена вам дорога. Но если вы не уложились в формат, это придется сделать.

  • Реалистичность

Диалоги должны быть разговорными, то есть естественными. Речь, которую мы произносим, априори отличается от того, как мы разговариваем в жизни. Не забывайте про это и стремитесь к тому, чтобы ваши диалоги были реалистичными. При этом понятно, что в жизни мы произносим в основном меньше, чем в кино. Но это как раз нормально, ведь в кино диалог является инструментом и к кинематографичности диалога мы привыкли.

Также важно, чтобы в диалогах было все то, что происходит в жизни: намеки, вранье, желание что-то сгладить, а что-то приукрасить, обидеть, недосказать и так далее. За этой игрой зрителю интересно наблюдать, особенно, когда он знает правду и чувствует себя умнее, чем кто-то из персонажей.

  • Доработка

Не повторяйтесь, не забывайте про комическую составляющую вашего текста, постоянно ищите способы удивить зрителя.

Не нужно писать уточнения для актеров ( как ему играть ту или иную реплику). Дайте ему самому выполнить свою работу, потрудиться и получить удовольствие. Пишите уточнения только там, где это необходимо: скажем, какую-то фразу нужно сказать с издевкой, но сам текст и контекст это не передает.

Если вы собрались делать сериал, почитайте материал,

как сделать комедийный сериал >>>>>

Еще по одной ( 2020 )
Еще по одной ( 2020 )

Как использовать шутки

Как работают шутки. Если у вас хорошо написанный поэпизодник, персонажи и ситуации проработаны в комедийном ключе и вы без единой попытки пошутить его напишите - уже будет хорошая комедия.

Отличный пример - фильм "День сурка" - сначала его писали с репризами, но продюсер прочитал и сказал что их лучше убрать.

В итоге получилось то, что мы все смотрели  - сама ситуация работает на комедийность.

Когда сценарист умеет писать, он умеет делать сценарий естественным и шутки вытекают из сюжета, особенностей характера героя и самой истории, а не выдумываются поверх всего этого.

Есть два основных типа шуто к в кино:

  • Реприза - короткая шуточная ситуация.
  • Гэг - шутка которая показана тем, что человек делает и считывается визуально.

Бывают шутки, в которых совмещается реприза и гэг, можно использовать рефрен, когда гэг или реплика повторяются снова и снова на протяжении всего сценария. Если вы захотите его использовать, постарайтесь добиться того, чтобы с каждым повтором шутка становилась смешнее, а юмор нарастал.

Если в вашем сценарии сильная плотность юмора, двигайтесь в сторону комедии положений, если же сильное звено вашей истории - проработка характеров и самой истории, выбирайте комедию характеров.  Больше об особенностях сюжета и структуры в комедии >>>>>

Важно не останавливать сюжет ради пары шуток. Если сцена стоит на месте пока персонажи соревнуются в остроумии, но эти шутки никак не развивают конфликт и ничего не рассказывают нового зрителю, они не нужны.

Не повторяйте приемы, иначе зритель быстро это поймет и ему будет скучно смотреть кино. Помните, что шутка - это не только фраза или действие, это реакция героя, это эмоция на лице и так далее. Наблюдайте за жизнью людей, учитесь понимать, что такое юмор и как его создавать.  И помните, что в основе комедии - искусство о том, как быть человеком.

Такси ( 1998 )
Такси ( 1998 )

Юмор меняется вместе со всей индустрией кино. Сейчас, пожалуй, у зрителя больше запроса на драмеди или трагикомедию, как, например "Тоня против всех", интереснее самые разные спектры эмоций. В российском кинематографе к  комедии в чистом виде все еще много интереса, но писк новых форматов, эксперименты с жанрам встречаются все чаще. Дерзайте!

Юмор
2,91 млн интересуются