Пока воплощение зла Диабло спал, "Путь изгнания" захватил его корону. По сути, Path of Exile уже перерос классификацию "игра в стиле Диабло", и имеет свою армию фанатов, уверенных, что PoE гораздо лучше детища Blizzard. Что же Diablo IV собирается с этим делать?
Игра Diablo - это отец-прародитель, который оценивающе взирает на каждую экшн-RPG, что появляется на рынке. Учитывая его 24-летнее доминирование в жанре и миллионы поклонников, другим играм приходится действительно попотеть, чтобы выдержать сравнение с самой Диабло.
Diablo 3, несмотря на "неровный" старт, смогла продолжить и укрепить наследие серии, а игроки могли наблюдать, как игра регулярно развивается, получая множество обновлений. Был и капитальный реворк предметов, и новый класс Некромантов и бесконечные приключения в разломах (рифты). Но... Затем кран закрыли. И пока титан дремал без апдейтов и свежего контента, его изобретательный соперник Path of Exile, кажется, захватил трон, и теперь это Диабло 3 похож на ПоЕ, а не наоборот.
Diablo 4 скоро увидит свет, но когда он наконец появится, у него будет жесткая конкуренция с самого релиза, ведь теперь это ОН вторгается на чужую территорию.
В то время как Diablo 3 продолжает "разлагаться" (ну или как минимум стагнировать), потихоньку теряя фанбазу, Path of Exile не перестает расти. Grinding Gear Games тактично и уверенно продолжают выкатывать новые сезоны четыре раза в год, постоянно вкидывая в мету какой-нибудь "креатив", например системы укрытий, садоводство и даже коллекционирование монстров. И игроки находятся в восторге от этих креативов, осыпая игру овациями и поддержкой.
В январе Path of Exile установил новый личный рекорд одновременного количества игроков, достигнув пика в более чем 157 000. Все идет очень хорошо для ПоЕ, но более того, он, как и серия Диабло, тоже скоро получит продолжение.
Давайте-ка посмотрим, что может сделать Диабло, чтобы вернуть себе корону правителя экшн-РПГ.
Диабло 4 может стать лучшей игрой-сервисом
Несмотря на то, что Диабло 3 была выпущена ДО бума игр-сервисов, в какой-то мере она поспособствовала созданию такого типа игр. Когда в игре появились сезоны, плановые расширения контента, платные длц с продолжением сюжета, дорожная карта апдейтов - это было в новинку. А теперь это в какой-то мере считается определителем игры-сервиса.
Несомненно, в текущем виде Diablo 3 едва ли можно назвать игрой-сервисом, но точно можно сказать, насколько велик потенциал следующей части игры, которая может вобрать в себя всё лучшее от других проектов Близзард.
Например, Diablo 4 может обратиться за вдохновением к World of Warcraft. Мир этой игры всегда в движении, он живёт своей жизнью и каждый раз, когда игроку уже вот-вот станет скучно - в игре находится или появляется что-то, что способно увлечь игрока ещё на пару сотен часов. Новые рейды, сюжетные линии, событийные квесты — жители Азерота постоянно чем-то заняты.
Другой вопрос в том, сможет ли Диабло сохранить баланс между MMO и action RPG.
Полноценный и уникальный соло-режим
Давайте по чесноку, мир наполненный живыми людьми - это прикольно, но в то же время, ничто так не бесит, как рандомные челы, снующие повсюду и творящие какую-то дичь. Живые люди, как ни парадоксально, могут убить живость выдуманного мира.
Здесь Близзард обещают своего рода компромисс - сюжетные квесты и подземелья по-прежнему будут только для вас и вашей группы, но вы неизбежно наткнетесь на множество многопользовательских развлечений, включая серверные ивенты, вражеские лагеря, побочные квесты для всех игроков и PvP.
Как мне кажется, если бы Близзы сделали сольный режим по-настоящему сольным (к примеру, мы могли бы создать сольного персонажа и ммо-шного), накинув в этот режим каких-нибудь дополнительных плюшек, нереализуемых в "ммо-версии" - то это бы явно накинуло им баллов в копилку.
Сделать кооператив более осмысленным
Я выражу свое мнение, но думаю, многие меня поддержат - ко-оп в Диабло имеется чисто для галочки. По сути, всё, чем отличается игра с друзьями от игры в соло - это жирность мобов. Я никогда по-настоящему не чувствовал желания играть с кем-либо ни в Diablo 3, ни в Path of Exile.
Если бы Близзард добавили в Диабло 4 РЕАЛЬНЫЙ ко-оп, выраженный геймплейными и сюжетными элементами, это могло бы нанести сокрушительный удар по Path of Exile.
Только представьте - вместе толкать какой-нибудь валун, перегородивший проход, подсаживать друг друга, чтобы залезть в недоступную локацию. Или же, к примеру - раздельные квесты, где каждому участнику группы было бы поручено нечто уникальное. Либо проходить лабиринты, где все сопартийцы должны действовать вместе, чтобы решить загадки 😍
Сделать развитие персонажа комплексным и разнообразным
Если вам по душе долгие изучения каждой пассивки и активки, с построением схем развития и комбинирования бонусов, то нет никакой другой ARPG, которая могла бы конкурировать с Path of Exile. Система комбинирования активных навыков, пассивов и снаряжения абсурдно сложна, но позволяет по-настоящему экспериментировать с развитием вашего персонажа. Мне будет трудно вернуться к чему-то менее амбициозному.
Diablo 4 не должен пытаться соответствовать сложности Path of Exile, ведь далеко не всем нравится, что развитие персонажа в игре даётся сложнее, чем домашка по математике. Но всё-таки, в третьей Диабло развитие персонажа ну совсем уж скудное и предсказуемое. Если в ПоЕ нам приходится гуглить мету для билда, то в Д3 мы можем построить мета-билд сами того не подозревая, случайно (в силу малой вариативности).
Я надеюсь, что Diablo 4 найдет золотую середину. Как бы мне ни нравилась сетка навыков Path of Exile, в ней невозможно эффективно ориентироваться без дополнительной подготовки (без гугла 😅).
И есть все основания полагать, что развитие персонажа в Д4 будет именно чем-то средним, между Д3 и ПоЕ. По крайней мере, я сделал такой вывод по тем геймплейным видео и сливам, что доступны сейчас.
Более продуманная система бонусов сетов
Бонусы от сетов (вещи из одного набора) доминируют в "бронестроении" Diablo 3. И хоть это неплохая задумка в целом, подталкивание игроков к определенным наборам снаряжения разрушает большую часть радости от охоты за лутом.
Я часто ловлю себя на том, что выбрасываю вещи, которые в противном случае был бы рад заполучить в свои руки, просто потому, что не хочу жертвовать бонусом от сета. В конечном итоге мы теряем львиную долю кайфа от игры - от лутинга.
Path of Exile, тем временем, позволяет, или даже заставляет, вас самостоятельно решить, какое снаряжение использовать, в зависимости от вашего желаемого билда. Случайно найденная "левая" шмотка может превратить средненький билд в машину смерти, поэтому в ПоЕ вы всегда рады пролутаться, даже если вы уже одеты как черт.
И тут Близзард, кажется, УЖЕ выбрали путь золотой середины. Было заявлено, что сеты из игры не уберут, но бонусы от сетов будут куда менее значительными, так что ваши глаза будут всё так же загораться, когда из демона выпадет что-то светящееся ✨
Сделайте персонажей личностями
Несмотря на то, что все игровые персонажи Path of Exile визуально отличаются и имеют уникальную предысторию, на самом деле это всего лишь болванка, вокруг которой вы строите свой билд. Я ни к кому из них психологически не привязан.
Diablo 3 уже был намного лучше в этом отношении, и там персонажи - это действительно персонажи. И Diablo 4 мог бы предложить нечто, чего нет у ПоЕ.
Нам, игрокам, хочется увидеть больше РПГ в экшен-РПГ. Представьте если бы каждый класс был именно личностью, со своими уникальными диалогами, уникальными событиями в мире. Разные ветки развития квестов, завязанные на прошлом героя, разные спутники в связи с темпераментом героя. Например, подружиться с лесной тварью будучи друидом. Разве не круто?
[К слову о друидах: В Балдурс Гейт 3 добавили класс друидов-барсуков 🦡]
Выключите свет
Эстетически и графически Path of Exile больше похож на продолжение Diablo 2, чем сам Diablo 3. Нет, врать не стану, Д3 выглядит великолепно, но ему не хватает угнетающей мрачности своего предшественника. Я отчаянно скучаю по этому ужасу.
Из того, что нам показали в видосах и сливах, действительно кажется, что Diablo 4 вернулся на мрачную территорию. Подземелья в Diablo 4 ощущаются куда более страшными, чем в Diablo 3. Они мрачнее и пыльнее, с кровавым смогом и черными тенями, где может прятаться кто угодно 👹
Правда, возвращаясь к ММО-аспектам, испытать страх получится не всегда, ведь вас могут вернуть в реальность пресловутые рандомы с глупыми никами, спридранящие ивенты. Благо, хотя бы в данженах их не будет.
Прошло много времени с тех пор, как Blizzard создавала что-то, что не было бы ярким, красочным мультфильмом, но, надеюсь, что "метелица" готова к переменам.
Ценовая политика
А вот это точно будет непросто. Path of Exile - одна из лучших игр за свою цену, в которые я когда-либо играл. Я потратил на неё чуть больше пары тысяч, в основном на косметику, и то, скорее из-за чувства вины за то, что столько лет наслаждался этой огромной бесплатной игрой. Но, даже с абсолютно нулевым донатом, с ПоЕ вы всё равно получаете игру, которая значительно более мясистая на контент, чем Diablo 3.
Что может предложить Diablo 4, чего не может предложить Path of Exile и его продолжение? Честно говоря, не очень много. Конечно, у Д4 есть деньги Activision, а это значит, что "за ценой вопрос не постоит" и нас ждет действительно колоссальная игра. Только вот это уже не звучит как угроза для ПоЕ, ведь Grinding Gear была приобретена компанией-гигантом Tencent. И теперь сиквел ПоЕ ждёт не меньшее финансирование, чем Д4 (если не большее) 🤑
Я не спорю, что за деньги, которые я потратил на Diablo 3 и Reaper of Souls, я получил действительно ценный и качественный продукт, но в 2021 году просить с людей несколько тысяч за игру, которая делает точно то же самое, что и совершенно бесплатная, кажется немного несправедливым.
Если Д4 будет оснащена ценником полноценной ААА-игры - ей придется постараться объяснить, за что же нам нужно заплатить, учитывая сколько всего бесплатно мы можем получить в ПоЕ (не говоря уже о его сиквеле).
Подводим итоги
Несмотря на удары по репутации Blizzard (большую часть которых вызвала она сама), я полагаю, что любая новая игра от Близзов будет успешна на релизе. Многомиллионные продажи для Диабло 4 гарантированны, но вот можно ли гарантировать долгосрочный успех?
Есть много примеров игр-сервисов, наслаждавшихся крупным запуском, а затем не испытывавших ничего, кроме неприятностей. В то время как некоторые, такие как Fallout 76, сумели изменить ситуацию и удержать игроков, есть такие, как Anthem, которым, похоже, суждено стать "пятном на рубашке" в истории игр.
Но Blizzard уже доказала, что она не слишком горделива, и способна принять неудачу. Киберспортивная сцена Heroes of the Storm была похоронена в 2018 году, а разработка была свернута. А ремастер одной из ее самых любимых игр, Warcraft 3: Reforged, оказался огромным провалом. Лично я очень жду реабилитации студии в Диабло 4.
🔹