Найти тему
Издательство "Гангут"

Совместный удар балтийских летчиков и артиллеристов по Мемелю

Так выглядел затонувший в порту Мемеля германский транспорт «Fritz Schoop» после взятия города советскими войсками. Фото 1945 года
Так выглядел затонувший в порту Мемеля германский транспорт «Fritz Schoop» после взятия города советскими войсками. Фото 1945 года

Первую декаду января 1945 года над Балтийским морем стояла ненастная погода, а потому из-за плохих метеоусловий полеты совершали только самолеты-разведчики, но они лишь могли фиксировать прохождение германских конвоев.
Раз за разом их пилоты докладывали об этих конвоях, но штаб ВВС Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) не мог отдать приказ о боевом вылете: плохая видимость не позволяла поднимать ударные группы для атаки транспортов противника, шедших с военными грузами. Но вскоре погода стала улучшаться...
Одним из портов, куда направлялись неприятельские конвои, являлся Мемель (ныне — Клайпеда), который германские войска удерживали
в надежде восстановить сухопутное сообщение со свой группировкой, окруженной на Курляндском полуострове. Когда же попытка пробить к ней коридор потерпела неудачу, немецкое командование приняло решение эвакуировать часть войск из района Мемеля.
Поскольку появление в нём большого количества транспортов, необходимых для выполнения этой задачи, не прошло незамеченным для советских самолетов-разведчиков, то командующий ВВС КБФ генерал-полковник М. И. Самохин решил провести специальную операцию по их уничтожению, чтобы затруднить противнику переброску войск и снаряжения морем. Для выполнения задачи предусматривалось также привлечь флотскую артиллерию.
По плану штаба ВВС КБФ в операции против Мемеля должны были участвовать 11-я штурмовая авиационная дивизия (ШАД) и два дивизиона из 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской Красносельской Краснознаменной бригады.

Личный состав упомянутой выше 11-й ШАД, входившей до
13 мая 1944 года в состав ВВС Черноморского флота, имел большой опыт ведения боевых действий против морских целей. После переброски в конце мая 1944 года на Балтику её летчики с июня 1944 года стали наносить удары по вражеским кораблям в Нарвском заливе, в районе Моонзундских о-вов и по Либаве. Действия их отличались достаточной эффективностью, так как в ходе воздушных атак летчики дивизии потопили и повредили большое количество немецких кораблей и судов.
Боевой счет потопленным судам в районе Мемеля 11-я ШАД открыла
20 ноября 1944 года, когда её штурмовики из 8-го ГШАП добили поврежденный транспорт «Fusilier» (6170 брт), вышедший днем ранее, с наступлением темноты, из Пиллау в Мемель. Полностью обстоятельства его гибели выглядели так.
В тот день стояла ненастная погода. Низкая сплошная облачность, местами опускавшаяся до водной поверхности, и проходящие дожди ограничивали горизонтальную видимость до 1–2 км. Вследствие этого «Fusilier» к рассвету
20 ноября потерял ориентировку и, опасаясь выскочить на мель, стал на якорь западнее Мемеля.
Утром его обнаружили посты наблюдения, после чего транспорт обстреляли советские береговые батареи, попав в него несколькими снарядами (по разным данным, от двух до шести), один из которых угодил в машинное отделение, и «Fusilier» потерял ход. Попытки команды спасти своё судно оказались напрасными, поскольку точку в его судьбе поставили штурмовики 11-й ШАД.
После получения от постов наблюдения информации о немецком транспорте командир 11-й ШАД полковник Д. И. Манжосов выслал две пары штурмовиков Ил-2 из 8-го ГШАП для его уничтожения.

130-мм орудие одной из железнодорожных батарей
130-мм орудие одной из железнодорожных батарей

В 12 ч 07 мин два из них (ведущий — старший лейтенант М. Н. Казаков) произвели бомбометание по судну топмачтовым способом, поразив его
с первого же захода двумя бомбами ФАБ-250. «Fusilier» загорелся, и с него начали поспешно спускать спасательные шлюпки с людьми. Но, как показали дальнейшие события, он оказался не последним судном, потопленным в районе Мемеля штурмовиками 11-й ШАД.
На
1 января 1945 года 11-я ШАД состояла из трех полков: двух штурмовых — 8-го ГШАП и 47-го ШАП (базировались на аэродромах Паланга-1 и Паланга-2) и одного истребительного — 9-го ИАП. Материальная часть дивизии насчитывала 74 штурмовика Ил-2 (из них 9 неисправных), 27 истребителей Як-9 и 16 — ЛаГГ-3.
Операцию намечалось провести следующим образом. Вначале за портом устанавливалось тщательное наблюдение самолетами-разведчиками из 15-го ОРАП, и при обнаружении прибывших транспортов и установления их диспозиции подавался сигнал о начале атаки.
Первыми, с помощью самолета-корректировщика, за 20–25 минут до атаки штурмовиков, производили пристрелку по кораблям и судам в порту железнодорожные батареи, которые за восемь минут до авиаудара переходили на поражение, ведя огонь в течение пяти минут. К этой наземной «железнодорожной» части операции привлекались 406-й 407-й железнодорожные артдивизионы. Первый, развернутый в районе Ланкутыс, состоял из трёх батарей — 1116-, 1117- и 1118-й
(всего девять 130-мм орудий), второй, развернутый в районе Мемеля – Швентой, из четырех — 1119-, 1120-, 1121- и 1122-й (всего двенадцать 152-мм орудий).

Затем в атаку шли Ил-2, а через пять минут после их отхода батареи возобновляли огонь на поражение и вели его в течение пяти минут. После этого, если будет произведен второй вылет, им следовало вести беспокоящий огонь между вылетами, прекратив его за три минуты до второго авиаудара.
Главная роль в операции отводилась штурмовикам. Обстрелы же порта железнодорожными батареями преследовали двоякую цель: нанести разрушения и повреждения его объектам и транспортам, а также расстроить и подавить наземные средства ПВО в интересах действий авиации.
По плану из состава 11-й ШАД для участия в операции выделялось 36 штурмовиков Ил-2 (по 18 от каждого полка) и столько же истребителей для их сопровождения. По две шестерки штурмовиков из каждого полка составляли ударные силы, наносившие удар по кораблям противника, и по одной шестерке — группы подавления средств ПВО противника в порту. Действия штурмовиков по транспортам в порту Мемеля осложнялись целым рядом обстоятельств. Ширина протоки Зеетиф, связывающей залив Куриш Гаф с морем и отделяющей косу Курише Нерунг от побережья, составляла всего 600–700 м. Сама же коса Курише Нерунг возвышалась над уровнем моря на 30–40 м.

Схема линии фронта у Мемеля по состоянию на 25 января 1945 года
Схема линии фронта у Мемеля по состоянию на 25 января 1945 года

Стоявшие в протоке транспорты обычно располагались вдоль её берегов. Поэтому наиболее выгодным во всех отношениях являлся заход для атакующих самолетов с моря. Но указанное возвышение косы не позволяло подходить к целям на бреющем полете, чем исключалась возможность применения топмачтового бомбометания.
Бомбовая нагрузка каждого Ил-2 ударной группы состояла из двух авиабомб ФАБ-250 со взрывателем АВ-87, установленным на замедление четыре секунды. Штурмовики же из группы подавления средств ПВО несли осколочные бомбы АО-25.
Для выполнения задачи экипажи получили соответствующие указания
о порядке действий, которые командирам полков лично поставил полковник Д. И. Манжосов с вручением плановой таблицы и схем ударов. Согласно им, самолетам подавления средств ПВО надлежало на высоте 1200 м первыми подойти к своим целям и, планируя с неё до 400 м, вести огонь по ним из пушек и пулеметов, а затем сбрасывать бомбы.
Первой из двух шестерок ударных групп (вторая группа) Ил-2 следовало наносить удар с планирования с низких высот, сбрасывая бомбы на высоте 150–100 м, а второй (замыкающая группа) — атаковать также с планирования, но бомбы сбрасывать с большей высоты (600–400 м). Последнее связывалось с необходимостью обеспечения выхода из атаки самолетов, наносивших первый удар.
К цели штурмовикам следовало подходить с моря, а от цели до линии фронта идти на бреющем полете. После посадки самолеты надлежало подготовить к повторному вылету на Мемель (по плану они должны были быть готовыми через два часа).

В 10 ч 14 января 1945 года самолеты-разведчики 9-го ИАП обнаружили
в порту Мемеля четыре транспорта: один из них стоял у Балластной пристани, второй — у стенки Зимней гавани и два — у стенок в протоке Зеетиф.
Из немецких документов известно, что в тот день там находились следующие корабли и суда: пароходы — «Samland», «Fritz Schoop» и «Allenstein», теплоходы — «Annchen Peters», «Charlotte», плавбатарея — SAT-5 («Robert Müller»), учебно-артиллерийский корабль — «Fuchs», буксиры — «Neustadt» и «Schwalberg», а также паром SF-230 (типа «Зибель»). Впрочем, судя по найденным остаткам нескольких пехотно-десантных катеров, этот список может быть не полным.
После получения разведывательных данных командир 11-го ШАД распределил цели между штурмовыми полками: штурмовики 8-го ГШАП должны были атаковать два северных транспорта, а 47-го ШАП — два южных.
Назначенное на
12 ч 30 мин время удара из-за плохих метеоусловий в районе цели (облачность 7 баллов, высота 400–600 м) сперва перенесли на час позже, а затем — на 14 ч.
В
13 ч 30 мин с аэродрома Паланга-1 вылетели 18 Ил-2 (ведущий — капитан Г. Т. Попов) 47-го ШАП и столько же штурмовиков 8-го ГШАП (ведущий — майор Ф. Н. Тургенев) с аэродрома Паланга-2.

Пароход «Fritz Schoop» — одно из судов и кораблей, находившихся в Мемельском порту
на момент удара по нему авиации и артиллерии Краснознаменного Балтийского флота.
Довоенный снимок
Пароход «Fritz Schoop» — одно из судов и кораблей, находившихся в Мемельском порту на момент удара по нему авиации и артиллерии Краснознаменного Балтийского флота. Довоенный снимок

Через три минуты после их взлета вылетели истребители сопровождения 9-го ИАП — 18 Як-9 и 10 ЛАГГ-3 (ведущий — майор М. И. Плешков). Шесть из их состава выделили в качестве ударной группы (ведущий — капитан И. С. Платонов), которая, придя в район цели за одну минуту до появления штурмовиков, находилась там вплоть до их ухода. Задачей этой группы являлось связывание боем немецких истребителей, если те прилетят на перехват штурмовиков.
На цель Ил-2, как и предусматривалось планом, шли над морем, в шести группах, на дистанции между полками 600 м.
В
13 ч 40 мин железнодорожные батареи КБФ открыли огонь по порту Мемель, но вследствие опоздания с вылетом самолета-корректировщика он велся по площадям, а потому, естественно, желаемого результата не дал. Стрельбу батареи прекратили в 13 ч 57 мин.
В
14 ч 00 мин 18 штурмовиков 8-го ГШАП произвели удар. Первой в атаку пошла группа подавления средств ПВО, шесть самолетов которой, планируя с высоты 1300 м, обстреляли цели, а затем сбросили по ним бомбы. Вслед за ней 12 Ил-2, планируя до высоты 500 м, последовательно один за другим атаковали отведенные им два транспорта, а при выходе из неё обстреляли железнодорожный состав на станции Мемель.
Прямых попаданий бомб в транспорты, по донесениям экипажей, не наблюдалось, но отмечалось два взрыва на пристани и уничтожение нескольких вагонов.
Потерь со стороны штурмовиков не было, кроме повреждения огнем зенитной артиллерии одного Ил-2, на ремонт которого механикам понадобилось десять суток.

Одновременно с самолетами 8-го ГШАП штурмовики 47-го ШАП последовательно двумя группами и аналогичным образом атаковали «свои» два транспорта, стоявшие у пристани при впадении реки Данге
в протоку Зеетиф. На выходе из атаки штурмовики 47-го ШАП также обстреляли железнодорожные вагоны и автомашины, находившиеся в порту.
Как и в случае с группой 8-го ГШАП, потерь в самолетах не было, но от огня зенитной артиллерии четыре Ил-2 получили повреждения и вышли из строя на срок от шести часов до трех суток.
Экипажи наблюдали прямое попадание бомбы ФАБ-250 в транспорт водоизмещением в 5000–6000 т и пожар на нем. Поскольку данных, подтверждающих его полную гибель, не имелось, то штаб ВВС КБФ засчитал судно как поврежденное, и, как выяснилось впоследствии, он оказался полностью прав.

Из донесения командира германского учебно-артиллерийского корабля «Fuchs»
В 13.55–14.22 тревога. Подлет около 50 Ил-2 в 2 волнах, с прикрытием около 12 истребителей, с 300 град. «Fuchs» обстрелян пушечно-пулеметным огнем. Сброшенные бомбы легли около борта, одна попала в левый борт в 1 м над ватерлинией. Пробоину заделали. Осколками от бомб ранило членов экипажа, одного из них тяжело.

Учитывая, что «Fuchs» являлся небольшим кораблем, переоборудованным из тральщика постройки времен Первой мировой, можно сказать, что
в него попала либо авиабомба АО-25, либо реактивный снаряд, но это
не помешало кораблю выйти с очередным конвоем в море.
Помимо «Fuchs», от осколков бомб и пушечно-пулеметного огня пострадали малые тральщики М-3114, М-3119, М-3158. Возможно, получили повреждения и другие немецкие корабли, но на текущий момент документами это подтвердить невозможно.
После освобождения Мемеля специальная комиссия осмотрело место нанесения удара штурмовиками 11-го ШАД по железнодорожной станции и сделала вывод:
«В результате бомбо-штурмового удара по железнодорожным составам уничтожено 6 железнодорожных бензоцистерн и 13 железнодорожных товарных вагонов».
Через пять минут после отхода самолетов от цели железнодорожные батареи КБФ вновь открыли огонь по порту Мемель и методически вели его до второй его атаки.
Повторный удар по стоявшим в нем транспортам был нанесен в период
16 ч 33 мин – 16 ч 34 мин. В нем участвовали 15 Ил-2 (ведущий — старший лейтенант К. В. Благодаров) 8-го ГШАП в составе трех групп и 18 Ил-2 (ведущий — старший лейтенант М. М. Беляков) 47-го ШАП, также из трех групп. Прикрытие осуществляли 23 Як-9 и 8 ЛаГГ-9 (ведущий — капитан П. С. Сычев) 9-го ИАП.
Атака производилась в следующей последовательности. Первыми к цели подошли строем фронта пять Ил-2 8-го ГШАП и в
16 ч 23 мин все одновременно с планирования с высоты 1300 м атаковали зенитные точки. Вслед за ними, действуя по одному в строю правого пеленга, атаковали транспорт в 4000 т и сторожевой катер остальные десять Ил-2 этого же полка.

По наблюдениям экипажей штурмовиков и самолетов-разведчиков 15-го ОРАП (находились над целью с задачей контроля ударов), в результате прямого попадания ФАБ-250 транспорт взорвался и затонул, о чем разведчик сообщил по радио.
Правда, в этой атаке советские летчики понесли потери: зенитным огнем над целью был сбит один Ил-2. Из аварийного акта о потере самолета:
«При пикировании самолет лейтенанта Лемешко прямым попаданием снаряда ЗА был сбит и упал в восточную окраину города Мемель». Его экипаж — пилот гвардии лейтенант Николай Михайлович Лемешко и стрелок гвардии младший сержант Юрий Александрович Нечанин — погиб.
В
16 ч 34 м 18 штурмовиков 47-го ШАП тремя группами атаковали второй транспорт и сторожевой катер. Экипажи наблюдали попадания ФАБ-250 в эти цели: транспорт был поврежден, катер потоплен.
Зенитный огонь над целью оказался фатальным ещё для одного штурмовика. Из аварийного акта о потере самолета: «Над целью был сбит прямым попаданием снаряда ЗА. Самолет горящим упал на восточной окраине города Мемель — сгорел», а его пилот — младший лейтенант Иван Григорьевич Кочкин и стрелок младший сержант Петр Федорович Юрьев — погибли. Кроме того, повреждения получили ещё три Ил-2, вышедшие из строя на трое суток.
Однако за гибель двух штурмовиков противник заплатил куда большую цену. Обратимся к немецким документам.

Из журнала боевых действий 31-й флотилии тральщиков германского флота
В 16.35 новая тревога 60-70. Ил-2 группами по 10–20 самолетов атаковали немецкие корабли бомбами и пушечно-пулеметным огнем. В пароход «Fritz Schoop» попала бомба, сильные течи в 2 и 3 трюмах, крен 45 град.

Получивший серьезные повреждения «Fritz Schoop», пришедший с конвоем в Мемель 11 января, немцы попытались спасти, но из-за оставления ими города саперам противника пришлось 27 января подорвать пароход.
После занятия советскими войсками Мемеля была создана специальная комиссия 11-го ШАД для установления результата ударов штурмовиков.
В ходе её выполнения в
феврале 1945 года она выяснила, что 14 января 1945 года штурмовиками дивизии был уничтожен немецкий транспорт «Fritz Schoop», водоизмещением в 7000 т и длиной 95 м, груженный овсом и колючей проволокой.

От прямого попадания авиабомбы ФАБ-250 судно накренилось на правый борт и село на грунт. При этом на нём произошел пожар, и оно сильно выгорело изнутри...

© И. В. Борисенко, А. Д. Латкин
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №98/2017
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut