Миграционная обстановка на территории Российской Федерации продолжает оставаться сложной, характеризующейся, в частности, наличием большого числа мигрантов в субъектах России.
По данным МВД России, общее количество незаконных мигрантов в Российской Федерации оценивается примерно в 5 млн.чел., из них осуществляющих незаконную трудовую деятельность – около 3,5 млн.чел.
Большую часть незаконных мигрантов в России составляют граждане среднеазиатских и закавказских республик, Украины и Молдовы.
Практически беспрепятственному их въезду в Россию во многом способствуют слабоохраняемые границы, в т.ч. с Казахстаном, безвизовый режим въезда (выезда).
Незаконные мигранты, пребывающие в Тюменской области, заняты в основном на строительных работах, дорожном строительстве, в торговой сфере. Не имея соответствующего правового обеспечения, трудовые мигранты зачастую содержаться на положении рабов, получают значительно меньшую заработную плату, им не гарантировано медицинское обслуживание и т.п., что приносит работодателям значительные доходы. Соответственно не облагаются налогом и сами трудовые мигранты, что в определенной степени объясняется сложностью оформления иностранного гражданина на работу в Российской Федерации.
Отношение коренного населения к мигрантам в Тюменской области разное. Если мигранты прибыли на постоянное место жительства, работают, соблюдают местные обычаи и традиции, то отношение к ним местных жителей, в большинстве случаев, благожелательное. Однако пребывание в регионе большого количества выходцев из других стран, насаждение ими собственного менталитета, усиление напряженности на местных рынках труда, хищническое отношение к объектам природопользования, контрабанда товаров и грузов и т.п. зачастую приводит к обострению отношений на межнациональной основе, усилению социальной напряженности. Например, непросты отношения между коренным населения г. Ишима и армянской национальной диаспорой. Крайне негативно относятся некоторые слои населения региона, к прибывающим в теплое время года малообеспеченным гражданам Таджикистана.
Краткий анализ криминогенной ситуации, позволяет выделить некоторые криминалистические аспекты миграционных процессов в Российской Федерации.
Так, зачастую мигранты попадают в орбиту уголовного судопроизводства.
Практика свидетельствует, что в основном возможны две ситуации:
- Объектом преступного посягательства выступают мигранты.
- Сами мигранты совершают противоправные действия.
И в первом, и во втором случае правоохранительные органы сталкиваются с целым рядом проблем.
Например, житель Азербайджана в ходе торговли на рынке подвергся разбойному нападению. В этом случае, должностные лица правоохранительных органов помимо традиционных криминалистических средств, приемов и методик, направленных на раскрытие и расследование данного преступления, проводят дополнительные мероприятия по установлению правового положения мигранта, законности его пребывания на территории региона и т.п. Следует отметить, что особых проблем в этой ситуации, как правило, не возникает.
Гораздо сложнее обстоит дело в том случае, когда незаконные мигранты совершают противоправные действия, в т.ч. тяжкие и особо тяжкие преступления в составе организованных преступных групп. Например, житель Таджикистана участвует в незаконном обороте наркотиков. Результаты анкетирования и интервьюирования работников правоохранительных органов, осуществляющих меры по борьбе с незаконным оборотов наркотиков, свидетельствуют, что этнические группы хорошо организованы, сплочены, действуют конспиративно и т.п.
В уголовно-процессуальном и криминалистическом аспекте установление факта совершения преступления организованной группой входит в предмет доказывания. Доказывание же самого факта можно представить как процесс, состоящий из трех этапов.
- Установление факта совершения преступления группой.
- Выявление признаков совершения преступления организованным преступным сообществом.
- Установление признаков принадлежности сообщества к категории организованной преступности.
Безусловную значимость для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов имеют долговременные оперативно-розыскные мероприятия, предшествующие возбуждению уголовного дела. Такие мероприятия дают представление о характере этнического преступного сообщества, всех тех признаков, которые позволяют его отнести к категории организованной преступности. Реализация полученных оперативных данных требует глубоко продуманных и скоординированных действий следователя и оперативного работника, всестороннего учета возможного тактического риска и вообще всех возможных последствий планируемых действий.
Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте "Независимый советник".
Наша задача - делиться с вами только полезной информацией. Чтобы читать новые публикации, подписывайтесь на канал.
А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.