В нашей детоцентрированной стране считается, что главной радостью женщины должны быть дети, а «мужчина пришел и ушел», ему доверять нельзя. И плох тот родитель, что не докормит ребенка до пенсии.
К сожалению, такая позиция существует именно потому, что супружеская пара не рассматривается, как команда, в которой только при наличии взаимопонимания и сотрудничества могут вырастать психологически зрелые дети. При этом не важно, живут ли родители вместе или нет. Важно, чтобы они могли сотрудничать именно как родители. А для этого, у них, как минимум, должны быть отлажены дружеские отношения, а как максимум – любовные.
Именно поэтому, на мой взгляд, у женщины на первом месте должна быть она сама (если она о себе не заботится, она не научит заботиться о себе своих детей), на втором – партнерские отношения, как основной фундамент семьи для детей, и уже на третьем сами дети.
Для ребенка одинаково важны оба родителя. Мама, занимающая позицию «мужчина на последнем месте», во-первых, лишает отца авторитета у ребенка, и лишает его отцовской ответственности, обязанностей и любви. Многие мужчины, столкнувшиеся с таким отношением к себе жены, чувствуют себя растерянными и уходят туда, где им больше понятно, что делать – в работу, в увлечения, в любовниц.
Пара, которая не сложилась как команда, так же может находиться в постоянной конкуренции о том, кто из них лучший родитель. И ребенка часто включают как судью, чтобы он это решил. Для ребенка – это как предложить ему самого себя разрубить пополам. То есть, это травма.
Если представить семейную систему схематически, то внутри нее есть несколько подсистем-этажей, снизу вверх: детская (дети), родительская (муж и жена) и прародительская (дедушки и бабушки). Системными семейными психологами было замечено, что когда эмоциональные связи образуются вертикально между подсистемами, а не горизонтально, внутри подсистем, то в таких семьях много разных дисфункций: болезни, конфликты, зависимости, разрушительное поведение, плохая успеваемость детей, психологические нарушения.