«И услышал Итро» (Шмот, 18:1).
У Итро было семь имен: Реуэль, Йетер, Итро, Ховев, Хевер, Кейни и Путиэль. Непонятно, зачем человеку семь имен?
Раши же объясняет: «Имя Йетер (добавил) – из-за того, что он добавил главу в Торе: “А ты выбери (из народа сильных людей… и назначь их главами над тысячами, над десятками тысяч… Они будут судить народ в любое время… Тебе будет легче, потому, что они разделят с тобой бремя)». Имя Итро – когда он сделал гиюр, и стал выполнять заповеди, добавили ему одну букву в имя.
А я спрашиваю: конечно же, добавить главу в Тору – это великое достоинство, и подобало, чтобы она была названа его именем. Однако та часть, которую он добавил, начинается четырьмя стихами раньше: «Сказал тесть Моше ему: нехорошо то, что ты делаешь. Совсем измучаешься и ты, и этот народ, который с тобою. Такое дело тебе не под силу, ты не справишься с ним один». Т. е. глава начинается с критики, которую высказал Итро по поводу того, что Моше рабейну судил народ в одиночку. Почему же тогда Раши пишет, что Итро добавил в Тору часть «А ты выбери», почему он говорит, что глава начинается с предложения Итро?
Отсюда мы учим важный принцип: критика сама по себе, поиск того, что не так, не имеет никакого смысла. Есть такая поговорка: «Мимолетный гость видит каждый изъян». Но нужное качество – это способность предложить эффективное улучшение, указать, что исправлять и как это делать!
Заповедь порицания — это заповедь Торы (Ваикра, 19:17). И, как и в любой заповеди, здесь тоже есть конкретные законы, как ее выполнять. Вот, что пишет Рамбам («Илхот Деот», гл. 6, закон 7): «Если человек видит, что его друг грешит или идет по нехорошему пути, у него есть заповедь вернуть его на правильный путь, и сообщить ему, что он грешит против себя своими дурными деяниями. И пусть говорит с ним спокойно и мягко, и объяснит ему, что говорит с ним только ради его же блага ».
Слова его имеют источник в стихах Мишлей (19:19-20): «В ком много ярости (объясняет Альших: тот, кто укоряет в сильном гневе), понесет наказание (будет наказан за такой укор, поскольку запрещено укорять человека в гневе, а лишь спокойно и мягко. Ведь нельзя, чтобы укор был возможностью излить гнев), только спасти (только мягкие слова принесут пользу) и добавишь (скажешь): слушай совет и прими нравоучение (ради твоего же блага), чтобы стать мудрым в конце».
Ударение должно ставиться не на критике прошлого, а на исправлении в будущем!
Об этом и сказал мудрец в трактате Эрхин (16б): «Я сомневаюсь, что в этом поколении есть хоть один, кто умеет укорять». Комментирует Раши: укорять с уважением, так, чтобы человек не переменился в лице (покраснел или побледнел)…
Ведь если укор – это выражение критики, человек наверняка обидится, возмутится и не захочет слушать. Если же все намерение укоряющего – принести пользу, предложить способ улучшить ситуацию, это будет принято. Как пишет Виленский Гаон в комментарии к Мишлей (10:20): «Если человек укоряет другого резкими словами, позорит его, говорит: “Почему ты так и так делаешь?”, ругает его – тот не примет его критику. Однако праведник, который умеет укорять, приходит к человеку с мягкими и утешающими словами, и все тянутся к нему!»
Двое гоняются за мышами и уничтожают их: хозяйка и кошка. Но хозяйка хочет, чтобы мышей не было. А кошка хочет, чтобы они были, и она сможет есть их и насыщаться…
Так есть и два вида укоряющих...