Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Как быстро написать сценарий (и при этом сделать его хорошим)

Оглавление

Я заметил, что многие из вас переживают о том, что для того чтобы написать сценарий к дедлайну конкурса нужно много времени, а организаторы дают обычно +- 1,5 месяца. Я на это не куплюсь. Это не идеальное количество времени для написания сценария, но это, безусловно, реально. Особенно, если вы уже посвятили идее время и написали несколько страниц.

Сегодня я расскажу о том, как писать быстро и при этом КАЧЕСТВЕННО. Отчасти эти советы связаны с планированием. Некоторые из них психологические. Всё это - тяжёлая работа, но давайте попробуем.

ПЛАНИРОВАНИЕ - ВАШ ДРУГ

Допустим у нас остался месяц до конца дедлайна. Если вы пишете 3-4 страницы в день, что составляет около 2 сцен, то это уже кажется не таким большим объёмом работы. Для сценариста, это вполне нормально (попробуйте написать 4 страницы романа – я гарантирую, что вы никогда больше не подумаете, что писать 4 страницы сценария трудно). Очевидно, что каждый автор индивидуален. Но все способны писать по 1 странице каждые 30 минут. А это значит, что нам нужно 2 часа в день.

Поэтому первое, что я хочу, чтобы вы сделали, это запланировали на работу над сценарием два часа в день, весь следующий месяц. Выясните, какое время лучше всего подходит для вас. Чем последовательнее будет время сеансов письма, тем лучше. Но я понимаю, что расписание меняется в течение недели. Поэтому рассчитайте, когда каждый день вы можете выделить для написания эти два часа. Затем повторяйте сеансы в течение месяца.

Я не могу не подчеркнуть насколько это важно. Если вы просыпаетесь каждый день и идёте на поводу настроения - вы не справитесь с задачей. Времени не хватит. Когда у вас такой жёсткий крайний срок, вы должны планировать свою работу заранее.

ИЩИТЕ ВДОХНОВЕНИЕ

Одна из целей писательства - это поймать вдохновение. Мы все обретаем сверхсилы, как писатели, когда вдохновляемся. Мы часто находим вдохновение, во время того КОГДА мы пишем. Мы работаем над сценарием, как вдруг - БАЦ! У нас есть классная идея. И эта идея ведёт к другой идее. И это приводит к способу исправить ту дыру в сюжете, над которой вы так напряженно работали.

Не успеешь оглянуться, как у тебя в голове проносится миллион замечательных идей, и ты не можешь перестать писать. И это здорово. Потому что, когда вы не можете перестать писать, вы можете легко выполнить 10-20 страниц за один сеанс письма.

По этой причине мы будем учитывать вдохновение в нашем расписании. Когда это происходит - вам нужно продолжать писать. Несмотря ни на что. Меня не волнует, что в соседней кофейне скидки -70% именно в этот час. Если ваш дом горит. Если кто-то только что угнал вашу машину. Если вы стали жертвой внезапного синдрома глухоты. Будут дни, когда у вас не получится написать свои четыре страницы. Поэтому в те дни, когда вы будете вдохновлены, вам нужно добирать материал.

Это не должно быть трудно, потому что нет более лёгкого времени для написания, чем когда вы вдохновлены. Так что продолжайте этот сеанс столько, сколько потребуется. Если это будет десять страниц, двадцать страниц спустя, тридцать страниц, мне всё равно*. Пусть даже угроза развода не остановит тебя. Если вашей второй половинке надоели ваши писательские выходки, дайте им мой e-mail. Я с удовольствием объясню им, что происходит. Но не могу обещать, что в конце дня у вас всё ещё будет муж/жена. Но, мы все знаем: писательство > семья. И члены семьи должны это понимать.

*используйте этот метод только в случаях дедлайнов. Если у вас есть больше времени, то не нужно себя травмировать

ПИСТОЛЕТ У ВИСКА

Суждение - один из ваших самых больших врагов как сценариста. Если бы кто-то приставил пистолет к нашей голове, мы всё могли бы написать 100 страниц за один день. Почему это возможно? Потому что, приставив пистолет к голове, мы не спрашиваем, действительно ли наш главный герой пригласил бы кассиршу на свидание. Мы пишем, чтобы добраться до этих 100 страниц. Самоосуждение больше не играет роли и внутренний критик закрывает рот.

Чтобы написать сценарий так же быстро, как мы его пишем, вам нужно применить к себе такое же мышление, будто к вашей голове приставили пистолет. Хотя я не собираюсь говорить: "Пиши всё, что придумаешь", единственный способ закончить этот сценарий - изгнать из себя демона самоосуждения и отправить его на месяц в отпуск в Сибирь.

Я знаю, что многие люди боятся делать это, потому что думают, что просто напишут кучу дерьма. Но то, что вы теряете от тщательного обдумывания, вы, скорее всего, приобретёте от вдохновения. Чем больше вы пишете, тем больше шансов, что вы достигнете вдохновения и включите турбо-скорость. Эти моменты компенсируют некоторые из посредственных решений, которые вы сделали.

СЕГОДНЯ Я СОБИРАЮСЬ НАПИСАТЬ ИСТОРИЮ

Ладно, допустим, мы узнали как быстро написать сценарий. Но как сделать его хорошим? Потому что многие не понимают, как эти две вещи могут сосуществовать.

Это правда, что время почти всегда улучшает сценарий. Причина этого в том, что вы можете проанализировать то, что не работает в вашем сценарии, и переписать его с новыми, лучшими идеями. И после того, как вы напишете этот новый черновик, вы сможете сделать это снова.

Выясните, что не так, сделайте лучше. Выясните, что не так, сделайте лучше. Чем больше времени у нас есть, тем больше времени мы должны продолжать писать лучшие драфты сценария.

Однако есть что-то в коротких временных рамках, что помогает автору сосредоточиться. Не только на всём сценарии. Но в каждом отдельном сеансе письма.

Когда у вас есть 4 страницы в день – что в основном составляет одну или две сцены – вы можете сосредоточиться на написании лучших сцен, которые только сможете. Отличный способ сделать это - относиться к каждой сцене как к собственному мини-фильму. У него есть начало (часто цель персонажа), середина (персонаж борется за достижение этой цели) и конец (они либо достигают своей цели, либо терпят неудачу).

Вы можете сделать это с КАЖДОЙ ОТДЕЛЬНОЙ СЦЕНОЙ в вашем сценарии. Это трудно. Особенно когда сцены короткие. Но не каждая сцена должна иметь гигантский кульминационный момент. Вам не нужно убивать персонажей каждые пять минут. И это может быть так же просто, как собрать детей утром в школу.

Суть в том, что вы пишете сценарий небольшими кусочками. Давайте превратим это в преимущество. Каждый день рассказывайте небольшую историю (или две истории) в этих сценах. Таким образом, когда вы дойдёте до конца, у вас будет не только большая история. У вас есть серия сцен, которые развлекают сами по себе.

ЧТО БЫ ВЫ НИ ДЕЛАЛИ, НЕ УНЫВАЙТЕ

На прошлой неделе я играл в парной теннисной лиге. Я давно не играл в парном разряде, но у меня были планы, как пройдёт этот вечер. В частности, я собирался перехватывать мяч у сетки всю ночь напролёт.

Когда мы начали играть, я понял, что мой партнер бьёт недостаточно сильно, чтобы дать мне легкую возможность зарабатывать очки у сетки. Внезапно, версия тактики, что я представлял у себя в голове, стала невозможной. Вместо этого, я простоял на месте почти всю ночь, разочарованно наблюдая, как два игрока на задней линии перекидывают друг другу мяч.

Я так расстроился, что это стало сказываться на остальной части моей игры. Вскоре мне уже не хватало отдачи, чтобы наслаждаться игрой.

Я говорю вам это потому, что сеансы письма похожи на это. Вы идёте с грандиозными планами уже представляя, как всё пройдёт. Но внезапно вы оказываетесь в какой-то инертной сцене, где ваши персонажи обмениваются вежливыми скучными диалогами, и к концу первого часа вы не только убеждены, что вы ужасный писатель, но и что завтра вы навсегда бросите писать сценарии.

В конце концов, играя в парном разряде в тот вечер, я смирился с тем, что какой бы удивительной версией себя я ни представлял, она не появится. И это было нормально. Я изменил своё мышление, чтобы играть каждое отдельный розыгрыш как можно лучше. И это сработало. Я начал играть гораздо лучше, спасая то, что казалось катастрофическим вечером.

Признайте, что будет много вечеров, когда всё пойдёт не так, как планировалось. Та великолепная сцена, которая весь день крутилась у тебя в голове? Может быть, это окажется ужасно. Тот персонаж, к которому ты никогда не испытывал хороших чувств? Может быть, к концу ночи вы ещё больше запутаетесь в них. Не расстраивайтесь. Это всё часть проблемы. Попробуйте что-нибудь другое. Или переходите к следующей сцене. Следующая сцена - это всегда возможность найти вдохновение. И как только вы это сделаете, вы забудете о том, как плохо началась ночь.

Но если вы позволите сбить вас с толку, вы в конце концов перестанете писать свой сценарий. И мы не всегда можем на это повлиять. Мы все люди. Мы несовершенны. Мы облажались. Если вы собираетесь написать сценарий за 30 дней, вы не можете всё время мучить себя. В конце концов вы сдадитесь.

Это всё, что я могу сказать. Я дал вам план, чтобы написать сценарий быстро и качественно. А теперь приступайте!

Автор: Карсон Ривз

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.