Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Оставьте в покое инопланетянина, или а почему вы его не лупите.

Кто на этом канале давно, помнит, что в феврале 2021 года порог нашего дома переступила учительница, которая, первая в Гришиной жизни, не ушла от него, не бросила, не разводила руками в недоумении.

Это был очень сложный период. И так уж вышло, что я его подробно описала. Февраль-март 2021 год. На этом канале. Где-то там, внизу.

Почему я его описывала? Мне было страшно. Очень страшно. А когда я превращала страх в слова, он уменьшался. Техника эта отличная, всем советую. Описывать свой страх. Подбирать слова, шутить.

Речь в статье идёт о мальчике 12-и лет с диагнозом РАС, который заговорил в 10 лет.

Чего я боялась? Боялась, что у Гриши будет откат, какие обычно к нему приходили после нервного перенапряжения. Боялась, что всё станет, как раньше, беспросветно. Боялась, что совершила ошибку, позволив учителю "взрывать мозг" Гриши.

Всего этого очень боялась.

И вы, дорогие мои читатели, очень мне помогли.

В тот период я много писала на канале. И есть даже статья, которую я не опубликовала тогда. Почему?

Дала почитать её подруге. А она мне сказала, что из статьи прям слышно, что автор на грани. И так эмоционально, истерично доказывает кому-то свою правоту)))

Такое мне не хотелось публиковать. И так страстей было тогда много.

Но вот, прошёл год с тех пор.

А по меркам нашего крошечного мира - лет пять.

Нет больше того мальчика, нет больше тех проблем (других хоть отбавляй).

И я уже спокойна как удав не так эмоциональна.

Потому что знаю, что была права.

В момент написания статьи я этого не знала.. И как подросток выкрикивала свои аргументы. Думаю даже кричала их себе, прежде всего, себе. Чтобы не струсить и не спрятаться под диван, условно.

И вот, думаю, пришло время опубликовать ту статью. Потому что год спустя я согласна с каждым словом. Теперь так эмоционально я уже не напишу)) Так на разрыв души)) Теперь мне даже немножко всё равно, кто там и что делает. Потому что есть результат у нас. А тогда...

Но интуицию не про**ёшь.

Статья февраля 2021 года.

Из последних комментариев после четвёртого занятия с дефектологом я поняла, что мои тактичные аккуратные попытки донести до читателей способ работы с Гришей (и причины) приводят к тому, что этот самый способ остаётся не понятен. Те, кто сами работают точно так же и так же относятся к этому процессу, читают между строк и всё понимают. А вот остальные - нет. И начинают мне доказывать что-то, с чем я согласна. Или доказывают что-то, ошибочно пологая, что Гриша здоров. А это не так.

Сейчас я попробую собрать слова в предложения и объяснить чуть конкретнее.

Вопроса два, которые волнуют, как я поняла, читателей. И они противоположны.

1. Зачем Вы мучаете ребёнка, он же аутист, он такой необычный, инопланетянин? К нему надо найти подход, и тогда всё заколосится.

2. Почему Вы позволяете ему так себя вести? Ну и до кучи - почему вы жёстко его не наказываете? Нельзя такому поведению потакать!!! Несколько раз отхватит, и больше не будет. А то он Вас прикончит рано или поздно.

---

Самое смешное в этих двух вопросах, что, казалось бы, люди по разные стороны баррикад, но вопросы эти говорят об одном и том же.

А говорят они о том, что вопрошающие не понимают, что ребёнок болен и не понимают, как именно он болен.

- Но аутизм не болезнь, это такие люди, они другие, - выкрикнет особо... особо просвещённый человек.

- О, это отлично. Я с Вами полностью согласна. Аутисты - другие люди. А как их учить?

- Нууу, подход найти.

- Как?

- Нууу...

- Баранки гну.

---

Я всё знаю о попытках найти подход и оставить в покое. И вот сюрприз, это не работает. Можно многому научить ребёнка через его интересы (я знаю, потому что научила). Но это многое - ничтожно. Даже через интересы и поощрения ни один человек не будет мучать себя. А больной человек - тем более. Он быстро забудет и про интерес и про поощрение. А будет стараться всего на всего избавиться от мучений.

- Каких таких мучений?

- Освоение навыков, которые он не может освоить, сидение за столом в покое, необходимость слушать и пытаться понять, бросать мяч, крутить педали велосипеда, писать ручкой, читать, считать, рисовать, молчать, когда просят, да что там - голову мыть без воплей - всё это, вот сюрприз, непосильные задачи. Не - "я не хочу этого делать" - нет. Это неподъёмные задачи конкретно для Гриши ещё два года назад.

Почему я так уверенно это утверждаю? Откуда знаю?

А оттуда. Как только совершенно неконтролируемый на уроках мальчик научился по собственному желанию, а не случайно, писать. Он, во-первых, начал писать на уроках легко и непринуждённо без какого-либо сопротивления. А, во-вторых, делать это стал и в жизни по просьбе, а не только спонтанно.

Как только Гриша научился с очень большим нажимом и прессингом (к чёрту вежливость - я держала его силой за столом, а он рыдал), так вот как только он научился вырезать, клеить, лепить, считать, немного читать, а главное СЛУШАТЬ, всё это мгновенно метнулось в жизнь. И он весело щебечет со всеми, жизнерадостно клеит картинки и всё, что ему надо, вырезает. А недавно за один вечер разобрался в циферблате...

И уроки в целом стали проходить легче. Почти не было (до прихода дефектолога) сопротивления перед занятиями. Да, он торгуется, доказывает, но контролирует себя, отлично зная, что ведут его за стол мучать, совершать непосильные задачи. Хотя я очень аккуратно составляю нагрузку, всегда в пределах его возможностей и чуть-чуть сверху. Так вот эти чуть-чуть - это пытка. И большое заблуждение считать, что это не так. Нет, это пытка, и Гриша мужественно, всеми своими перевёрнутыми мозгами пытается с ней справиться. А когда нагрузка непомерна, то он из последних сил держится, просит помощи, ещё раз пытается справиться, разобраться. А вот когда и это не помогает, он теряет над собой контроль. Всё отключается. И он то ли под стол съезжает, то ли пытается драться, то ли бежать. Обращаю внимание, это не хитрые манипуляции, это отчаяние и ужас, а ещё думаю, что это вообще не чувства, а физиологический процесс. Когда его клинит и он вообще не соображает.

За два года работы я знаю, какой объём заданий и в какой последовательности он может выполнить, чтобы не заклинило. Но и я ошибаюсь периодически.

И что делаю в таких случаях? Отпускаю? Даю отдохнуть? Жалею?

Оооо, это для меня, как для матери, очень соблазнительно, но...

НЕТ!!!!!

Кто-нибудь на шпагат садился? Переживали месяцы растяжки? Рыдали на полу, потому что тренер немного (на Ваш взгляд) пережал? А потом выросли и просили надавить ещё сильнее? Потому что знаете свои пределы.

Если вам понятно это сравнение, то мне кажется (и я это наблюдаю уже третий год), что и у Гриши то же самое с развитием. И нельзя его бросать на пол путь. "Он такой чудесный инопланетный, что же вы его мучаете. Оставьте его в покое, найдите подход, и он, как цветок раскроется." Ага. Это хорошая теория, вот только оставьте её себе. Я вижу другое.

Что у Гриши множество ограничений, которые он не может преодолеть без посторонней помощи. И не потому что боится (Грише до психологии, как до луны), боится он животным страхом. Это физическое препятствие. Как с теми же звуками, которые он не мог по собственному желанию произнести. И сколько не старался, не тренировался, не работал, не получалось. А как только, спасибо добрый человек, ему дали правильный подход к звукам, он за неделю справился с этим.

Это не было выбором Гриши - буду говорить не те звуки. Пусть все вокруг вешаются. Нет.

---

А тут я ещё узнала, спасибо тому же доброму человеку, почему, оказывается, он орал из-за музыки... Не любит музыку? Идеальный слух, а мама поёт ужасно? Или не нравится папина музыка? Все эти ответы из области нормальной бытовой жизни, из психологии.

Для Гриши всё это, как оказывается, ЧУШЬ...

На самом деле, всё просто. Мозги его не дозрели, вот он и рыдает бесконтрольно, слушая музыку. И, конечно, хочет это остановить. Ему больно.

А чтобы помочь мозгам дозреть, вот засада, музыку как раз и надо слушать.

- Так он же будет рыдать?!

- Да...

- Так это ж кошмар.

- Да. Да! ДА!!!!! Это непрерывный кошмар.

А спросите у родителей детей с ДЦП, как они делают процедуры с детьми, чтобы те пошли. О, забудем про "пошли", чтобы деток не скручивало ежеминутно. Как детки относятся к этим бесчеловечным и очень болезненным процедурам? Наверное, с пониманием. Ведь это для их же пользы.

Вот только я очень сомневаюсь.

Так и Гриша.

Почему я считаю вот эти вот болезни, связанные с расстройством психического развития, отвратительными и очень сильно разрушающими прежде всего родителей.? Да потому что перед тобой вроде бы нормальный ребёнок. Нет никаких внешних отклонений. И ты ошибочно думаешь, что и работать с ним надо, как со здоровым. Подход к нему найти, конфету подарить, сказку рассказать. И вот вы уже друзья. Нет. Гриша обнимется с тобой, сказку послушает, конфету не возьмёт (не ест) и будет тебе всегда рад. НО! Как только ты переступишь в область, где Гриша чего-то не может. Внимание, не "не хочет", "не может". То всё. Какие конфеты? Какие сказки? Какая любовь? Какая психология? Он не может. И твои увещевания, наставления, попытки пристыдить, замотивировать и так далее - это всё приёмы из жизни здоровых людей.

Не питайте иллюзий, Гриша - болен.

И есть только один способ ему помочь - крепок взять за руку и...

...войти с ним в горящий дом;

бежать по раскалённым углям;

ползти по ледяному снегу;

захлёбываясь рыданиями, идти против обжигающего ветра.

ВМЕСТЕ!!!!!!!!!!!!

Ты и он.

Потому что не надо приуменьшать рыдания, истерики, страдания, которые он испытывает на уроках. Это не просто "ну, поистерт и перестанет, он же ребёнок". Да, он ребёнок. Только маленький нюанс - он - больной ребёнок.

И он будет эти страдания испытывать , пока не научится... Он никогда не привыкнет, как делают это здоровые детки. Он должен научиться, и тогда все страдания проходят.

И всё, что может сделать педагог (мама-папа) - быть рядом и не отпускать. Потому что если отпустить, Гриша не научится. И всё повторится. До бесконечности.

---

Это был ответ на первый вопрос. Ну тот, про инопланетян и подход.

---

А теперь, после вышеописанного, как вы думаете, чем станет физическое наказание для вот такого ребёнка? Или вообще наказание.

Не очевидно, что он уже наказан? Что Вы уже тащите его за волосы и истязаете (ради его же блага).

- Нет, ну это же просто уроки, он должен...

- Это не просто уроки! Вы мучаете его и не преуменьшайте, пожалуйста! Он страдает на Ваших глазах! Вы пытаете своего ребёнка и не делайте вид, что это не так!!!!

И вот это Вы всё делаете и предлагаете ещё и побить его, чтобы он что? Рыдал потише? Сообщаю, он не контролирует себя. И забьёте вы его до... в попытках научить молчать, и тогда да, он замолчит. Будет послушным.

Уточнение: Вообще, я не против физического воздействия. Но начните с себя. Начните себя наказывать физически за все промахи и неудачи. За то, что живёт в хрущёвке; за то, что машина у вас старая; за то, что живот себе наели; за то, что носки бросили на пол, а чашку грязную не помыли; за всё. Реально так начните себя дубасить. И напишите мне, пожалуйста, потом, как эффект.
Возможно, я изменю свою точку зрения и мне это очень поможет. Буду благодарна.

Итак.
Вот так.

Удачи вам, дорогие мои читатели.

П.С. Я знаю, что меня читают взрослые аутисты. И предполагаю, считают бесчеловечным чудовищем. И я даже на их стороне. То, как я работаю с сыном - бесчеловечно. Но, вы - взрослые аутисты, вы можете писать, излагать свою точку зрения. Вы работаете, а, значит, учились в общей школе. Так расскажите, помогите таким, как я, родителям, которые всё делают не так, которые мучают своих детей. Помогите нам сделать так, чтобы и наши дети, ваши собратья по разуму, как вы утверждаете, стали как вы. Смогли работать, жить самостоятельно, а потом сидеть в интернете и объяснять другим родителям аутистов, что те не правы. Вот только никто из вас что-то не взял себе на воспитание ни одного тяжёлого аутиста и не вытащил его до высокой функциональности. А только с умилением рассказываете, как чудесно вы налаживаете контакт с маленькими аутистами. Открываю секрет - наладить контакт - это ничто. А ты научи говорить без речевого тяжёлого аутиста, и тогда я, бесчеловечное чудовище, буду тебя слушать.

П.С. 2. Если кому-то кажется, что мне всё это нравится, - нет. Я безвольный, мягкий человек. Люблю детей и игры. Люблю читать сказки и рассказывать истории. Люблю ржать над шутками малышей.

Но ничего этого у нас не было. Как я не пыталась.

До 9 лет сына я не могла додуматься, что всё предельно просто. И если бы дефектолог в 2019 году не помогла, я бы по сей день жевала сопли мотивации и интересов с инопланетными подходами...

---

Ну и, конечно, я, как мама, очень радуюсь, когда в наш дом осторожно залетает ветер нормальности. Когда Гриша всё чаще просто слушает и понимает. Когда я вдруг замечаю, что вот только что просто говорила. Не применяла никаких методик, не держала клещами Гришино внимание.

Просто разговаривала с сыном...

Этого нельзя объяснить...

Поймут это только родители, пережившие это, и педагоги, которые работают с тяжёлыми детками. И видят, как на их глазах невменяемый человечек, вдруг, начинает себя контролировать, отвечать за свои действия и слова.

И с умным видом заявлять: "Честное слово, я больше не буду!!!!" (цитата - Гриша)

П.С. 3. Когда уроки только начинались в 2019 году, и это было очень тяжело, не только Грише, но и мне. Потому что результатов особых не было, и вообще всё было не понятно и чудовищно бесчеловечно. Да к тому же я сама своими руками разрушила мир и покой в нашем доме. Сама каждый день своими руками и действиями приводила к тому, что мой ребёнок страдал.

Что делаю и сейчас (уроки с дефектологом) прямо у вас на глазах. Расфигачиваю в дребезги мир и покой моего сына, его картину мира, рушу стабильность, опоры, на которых стояла его психика и всё обучение. В надежде, что это перебросит Гришу на новый уровень развития... Я стараюсь описывать всё это с юмором, да так успешно, что кому-то показалось, что я шучу. Нет, это не смешно. Потому что никто не знает, чем это закончится. И никто не может дать гарантию, что закончится это хорошо.

Так вот, в тот период, в 2019 году, я всячески пыталась поддержать себя и не бросить всё это, не оставить Гришу в покое и не зажить просто жизнью. Тогда я строила город на стене, про который рассказывала. Делала видео с графиками выполненных заданий. А ещё собирала вот такие коллажи. Цель была проста. Устоять, не бросить всё к чертям.

Внизу - два месяца. И в каждом из них есть рыдающий Гриша. Да, так было... И длилось это очень и очень долго...

Но, обратите внимание, там есть и жизнерадостный, и очень внимательный Гриша.

А главное, вот эти вот картинки - эти занятия, эти крошечные шаги привели Гришу к РЕЧИ, к адекватности, а как следствие, к более качественной жизни.

-2

Добавлю из 22-ого года.

Всё это может не сработать...

Может быть совершенно не важно, есть занятия или нет. В два вы начали или в 9. По часу в день ребёнок работает или по 10.

Всё это может не дать результата.

Вообще.

-3