Любезный Алексей Николаевич!
Продолжаю делиться впечатлениями о времени в котором я оказался благодаря вашему гениальному изобретению. В этом письме речь пойдет об образовании.
Грамотность в России стала всеобщей и обязательной. Обучение начинается с 7 или 6 лет, в школах вместе учатся и мальчики и девочки. Государство поставило дело на широкую ногу, так называемое «среднее образование» длится 9 или 11 лет по выбору.
На первый взгляд, такое правило может вызывать лишь восхищение и одобрение. Присмотревшись повнимательнее, я обнаружил, что во многом это лишь фикция. Знания преподаются отрывочно и однобоко, усваиваются учениками поверхностно, и быстро забываются. Безусловно, в России 21 века умеют читать все, но лишь немногие понимают смысл написанного. Мне приходилось беседовать и с молодыми людьми, получившими обязательное школьное образование, и со студентами высших учебных заведений, коих в России развелось непомерное количество. Почти всегда эти беседы производили на меня тяжелое и гнетущее впечатление. Представьте, молодой человек лет 17-18-ти, одиннадцать(!) лет изучавший различные предметы, среди которых непременно были и литература, и история, не в состоянии прочитать наизусть ни одного стихотворения! Немногие способны правильно назвать дату Бородинского сражения. Разумею здесь хотя бы год, так как число мне правильно не назвал НИКТО. Можно, конечно, извинить их произошедшей календарной реформой 1918 г., из-за которой возникла путаница со старым и новым стилем, но хотя бы приблизительно они должны знать, за что, и когда наши предки отдавали свои жизни. Но им это НЕ ИНТЕРЕСНО. 11 лет жизни, отведенные для учебы, проходят почти впустую. Где-то в подсознании может быть эти знания у них и пребывают, но по своей воле вспомнить что-либо из школьной программы молодые люди решительно не в состоянии.
Слава Богу, еще встречаются разумные юноши, с которыми можно поговорить не ужасаясь состоянию их интеллекта, а недостатки списать на молодость, недочеты образования и предрассудки общественного мнения. Однако таких – единицы. Лично мне довелось беседовать всего с двумя-тремя, а остальные мои собеседники, коих число приближается к полусотне, ничем не смогли меня порадовать. Что касается древней истории, то тут вообще полнейшее невежество. Какие могут быть знания по античной истории и литературе, если они не знают ни греческого, ни латыни? Да, да – древние языки исключены из программы образования. Как, впрочем, и античная литература. Звучит дико – но это факт. Сперва может показаться, что школьники только и делают, что напряженно учатся, усваивая колоссальный запас знаний. У них якобы не хватает времени ни на что остальное. Но все это – сплошной обман. Изучаемые предметы действительно обширны: география, химия, физика, математика (алгебра и геометрия), биология (ботаника, зоология, анатомия с физиологией и собственно биология), Русская литература и правописание, история, иностранный язык (в основном английский), рисование, черчение, обществознание, физическая культура (двигательная активность) и начатки трудовых навыков. Еще есть малопонятные для меня предметы: ОБЖ (основы безопасности жизни?!) и обучение навыкам работы с компьютером. Вот кажется и все. Разумеется, знания преподаются с учетом новейших научных открытий, коих было совершено немалое количество. Ну, может, с небольшим запозданием лет на 10 – 20 - 30. Однако при таком поверхностном изучении, которое имеет место, багажом знаний обычного школьника можно овладеть в два-три раза быстрее. Судите сами. Уроки длятся 45 минут. Ежедневно бывает 5-6 таких занятий, исключая воскресенье и субботу. В некоторых школах учатся и по субботам. Каникулы длинные летние – три месяца и короткие: осенью, зимой и весной, примерно от семи до десяти дней. Все остальное время – учеба.
Для меня до сих пор остается загадкой: как при таком огромном количестве времени, потраченном на обучение, оно приносит столь мизерные плоды? Любой гимназист нашего времени знал наизусть десяток - другой стихов, а некоторые и свыше сотни, и уж точно все помнили дату Бородинского сражения назубок.
Размышляя над этим вопросом, я прочитал несколько новейших книг по психологии и педагогике. Наблюдал, сравнивал и пришел к выводу, что низкая обучаемость у детей 21 века, связана с неумением сосредотачиваться и рассеянностью внимания. Причина тому, как ни странно, технический прогресс, выразившийся в так называемых гаджетах. Движущиеся картинки на их экранах (по-новому – мониторах) захватывают все внимание и приучают пассивно следить за действием, не прилагая собственных волевых усилий. Вы спросите: «неужели такое возможно?» - Да, вполне, - отвечу я. Ведь эти приборы имеются у каждого, они позволяют детям играть в различные игры, не требующие знаний или волевых усилий, что весьма заманчиво для неокрепшей психики. Бывает, что иной ребенок сидит за таким занятием по 10 -12 часов не в силах оторваться. А уж 2-3 часа в день – это обычное дело. После чего он, конечно же не может войти в нормальное состояние и выполнить задание на дом. При этом то, что рассказывал учитель в школе, он забыл, так как его внимание не могло сосредоточиться поскольку было поглощено совсем другими, заманчивыми картинками. И так повторяется изо дня в день. Разумеется, требования снижаются, подстраиваясь под реальные условия. И это выгодно всем. И учителям, и ученикам, и родителям. Если начать спрашивать знание предметов строго по программе, то в своем большинстве учащиеся объективно должны получить оценки от единицы до двойки. В лучшем случае – тройки. Но это никому не выгодно, и на бумаге в наличии куча отличников и хорошистов, ничего не знающих на самом деле. Кстати, в подтверждение моих слов, у учителей давно уже вошло в обычай не ставить оценки ниже двойки, да и ту ставят крайне редко. Отдельный разговор так называемый ЕГЭ. Единый государственный экзамен. Возможно идея сама по себе и неплоха, но ее осуществление – кошмарно. Он состоит из двух-трех десятков вопросов по каждому предмету. Причем из нескольких вариантов ответов предлагается выбрать правильный. Из суммы правильных ответов и выводиться оценка. Диалог с преподавателем в итоге начисто исключен. На мой взгляд такое испытание подходит только для младших классов, в порядке развлечения, или для умственно неполноценных. Извините за прямоту. Многое еще можно было бы написать на эту тему, но к несчастью ничего положительного. Впрочем, и так письмо вышло предлинным. Надеюсь не слишком Вас огорчил. Хотя разрушение надежд и иллюзий, которые мы питали о светлом будущем, всегда прискорбно. Увы, человечество не стало ни лучше, ни умнее, а даже и наоборот деградировало. Но не буду Вас более расстраивать.
Искренне Ваш А.М.
Путешественник во времени.