Найти тему
SNI-Индустрия красоты

Профессиональные особенности работы парикмахера.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Профессия парикмахер

2. ПАРИКМАХЕР. ФИГАРО НА ВСЕ ВРЕМЕНА

3. ЧТО ЗНАЧИТ - БЫТЬ ПАРИКМАХЕРОМ?

4. О ПРОФЕССИИ ПАРИКМАХЕРА

5. ПАРИКМАХЕР: МИФЫ О РАБОТЕ

6. ПАРИКМАХЕР - ОТ РЕМЕСЛА ДО МАСТЕРСТВА

7. "СВОЙ" ПАРИКМАХЕР

8. Профессиональные особенности работы парикмахера

Профессиональные особенности работы парикмахера.

Учитесь владеть своими эмоциями! Как известно, каждый человек воспринимает действительность по-своему, и в зависимости от этого все мы делимся на оптимистов и пессимистов. Первые, видя перед собой наполовину наполненный стакан, утверждают, что он наполовину полон,- вторые уверены, что стакан наполовину пуст. И это качество характера, безусловно, влияет не только на частную жизнь человека — оно сказывается и на его карьере (или ее отсутствии).


Хорошее настроение (в том числе и на работе) складывается из многих составляющих. И если у начинающего Мастера оно подвержено частым перепадам и зависит от малейших трудностей и неудач, то профессионал отличается тем, что с годами «нарабатывает» определенную устойчивость к стрессам, приобретает способность находить подход к совершенно разным людям. Ему помогают в этом внимание и наблюдательность, такт и стремление к взаимопониманию с Клиентом. Вы сможете выработать в себе эти качества, но для этого нужно научиться управлять своим настроением, владеть элементарными навыками саморегуляции.

В психологически сложных, конфликтных ситуациях вполне оправданны наши попытки сдержать гнев, упорядочить поведение, стимулировать положительные реакции. Не случайно существует выражение «взять себя в руки» в противоположность выражению «позволить себе распуститься». И действительно, часто самовоздействие осуществляется буквально руками: человеку очень не хочется подниматься, но он упирается ладонями и все же «вытаскивает» себя из кресла,-выслушивая нотации, плотно обхватывает пальцами запястье другой руки,- смущаясь, поглаживает собственное колено, локоть или скулу...

Существуют и «скрытые» способы выражения своего состояния: короткий резкий выдох в момент раздражения, сжимающиеся в кулак пальцы, стиснутые челюсти (чтобы не сказать лишнего, за что потом будет неловко или стыдно). Все это не признаки слабости или невладения собой, а очень нужные для физического и психического здоровья «клапаны» самоконтроля, поскольку они имеют непосредственное от­ношение к психофизическому самочувствию. На нашем поведении отражаются утомление, напряженность, душевный или физический подъем, время суток и время года и даже такие пустяки, как удобная или неудобная одежда и обувь.

Разумеется, особо жестко мы контролируем себя на работе, причем часто делаем это неосознанно, автоматически. И это скрытое напряжение влияет на наше самочувствие: сдерживание себя в жестах, движении и словах не исчезает бесследно, а постепенно формируется в своеобразие энергетические «блоки» — вещь довольно небезопасную с точки зрения здоровья и самочувствия. Человек, терпеливо перено­сящий, когда на него кричат, не хлопающий в ответ на грубость дверью, довольно скоро заметит нарушения физического самочувствия: напряжение и утомление, боли в шее, затылке и позвоночнике, «тупые» головные боли — словом, все то, что включает в себя диагноз «остеохондроз». Этому заболеванию особенно подвержены работники сферы обслуживания, поскольку ежедневно они находятся в постоянном контакте с десятками самых разных людей. И никакие физиотерапевтические меры не подлогут, если Вы сами не научитесь сознательно регулировать свое физическое и психическое сс-стояние.

Существует много способов психофизической саморегуляции, но овладевать некоторыми из них стоит лишь под руководством специалистов. В то же время у каждого из нас есть свой опыт «снятия плохого настроения и состояния». Только кто-то прибегает к нему осознанно, а кто-то - даже не задумываясь: просто начинает быстро ходить по комнате, в сотый раз смотрит любимый фильм, отводит душу с приятелем, бродит по пустому парку или слушает тихую музыку...

Мы хотим предложить Вам несколько довольно простых приемов «сбрасывания» отрицательных эмоций, к которым Вы можете прибегнуть, находясь на работе. Они хороши тем, что не требуют много времени и не привлекают к себе лишнего внимания.



Советы профессионалов

После психологически сложной для Вас ситуации в салоне не приглашайте сразу следующего Клиента. Лучше, извинившись, попросите его подождать 5—10 минут (без объяснения причин!).

Если есть возможность, уйдите в служебное помещение и выпейте крепкого чая, кофе или стакан воды.

Можете «для разрядки» немного походить быстрыми шагами по комнате, сжимая и разжимая пальцы.

Подставьте руки под струю воды и постарайтесь представить, как вода буквально «смывает» Ваше раздражение и остатки неприятной ситуации. Чем ярче будет Ваше воображение, тем вероятнее, что, стряхнув с рук последние капли, Вы вновь обретете душевное равновесие.

Если позволяют условия, сядьте в уединенном месте в удобное кресло, закройте глаза и постарайтесь расслабиться. В стрессовой ситуации это делается, как ни парадоксально это звучит, через напряжение:

нахмурьте брови и на несколько секунд
сильно зажмурьте глаза, а затем медленно
расслабьте их;

крепко сожмите челюсти и губы, отом
не торопясь расслабьте их,

напрягите мышцы шеи и плеч и через
несколько секунд расслабьтесь,

крепко сожмите пальцы в кулаки, затем
медленно расслабьте мышцы,

сильно напрягите мышцы ног и так е
медленно расслабьте.



После каждого выполненного упражнения Вы обязательно почувствуете небольшое успокоение. А если будете тренироваться регулярно (что возможно даже в переполненном транспорте), научитесь в считанные минуты приводить свои чувства в порядок.

Сядьте на удобный стул, не прислоняясь к его спинке. Ступни ног прижмите к полу, руки положите на колени. Медленно распрямите корпус, разведите плечи, поднимите голову (смотрите прямо перед собой). Останьтесь в этой позе и прислушайтесь к своему дыханию: вдох... выдох... вдох... выдох...

Наша психика очень тесно связана с физиологией, поэтому влияя на одну, мы вызываем изменение другой. Даже когда Ваше настроение совсем упадническое, заставьте себя улыбнуться (если потребуется, растяните уголки губ кончиками пальцев). Вызванная на несколько секунд искусственная маска веселости способна изменить Ваше психическое состояние, ведь в коре головного мозга максимально представлены именно мышцы лица и кистей рук (их нервные окончания занимаю* более 80 %!).

Приучите контролировать себя: чем чаще Вы расслабляете кисти рук и мышцы нижней челюсти, тем больше позволяете отдыхать от напряжения коре головного мозга и, соответственно, всему организму.

Никогда не отчаивайтесь! Нет такой сложной ситуации, с которой до Вас не сталкивались бы сотни других людей. Они справлялись — преодолеете ее и Вы!



Проблемы профессионального роста

Идеальная укладка или аккуратно выполненная стрижка являются своеобразной визитной карточкой человека. Ведь если в прошлом по прическе судили о классовословной принадлежности ее обладателя, то сегодня она способна рассказать о вкусах, привычках и даже финансовых возможностях Вашего Клиента.

О вкусах, как известно, не спорят, и парикмахер-профессионал может выполнить любое пожелание Клиента, порой даже самое невероятное. Однако художник-дизайнер — в отличие от парикмахера-ремесленника — обладает одной очень важной особенностью: он имеет собственный взгляд на конкретный заказ и качество его выполнения.

И здесь мы подходим к очень серьезной проблеме в области парикмахерского искусства — проблеме профессиональной компетентности и особенностей профессионального роста. На эту тему размышляет опытный парикмахер-стилист Б. А. Гузеев.

Психологический анализ творческой деятельности парикмахера Какова природа творчества человека? Философия, психология и другие науки пока еще не дали ответа на этот вопрос полностью, а только нащупали его. Правда, сегодня уже можно сказать, что это природа деятельности, в которую погружен человек. По-видимому, она неодинакова для практиков, с одной стороны, для артистических личностей с другой и для вербалистов с третьей.

В структуре творчества различных личностей можно выявить много сходного, и главное, что его природа может быть либо образной, либо абстрактно-логической, либо смешанной. В искусстве, как правило, преобладает образный характер творческого процесса, ведь если в научной деятельности природа творчества обычно состоит в нахождении новых связей и закономерностей, точном выявлении причины и следствия, то в искусстве творческий процесс должен выливаться в определенные художественные формы, соответствующие характеру собственно творческого процесса.

Деятельность парикмахера-модельера -настоящего творца, мастера своего дела наиболее близка к деятельности художника. И тот и другой ищут соответствие внешнего облика человека его внутреннему миру, стараясь приблизить натуру к какому-то идеалу, существующему в сознании Мастера.

При этом можно выделить несколько типов мышления, по нарастающей их сложности:

Так называемый линейный тип мышления характерен для парикмахеров, которые способны только копировать прическу — независимо от индивидуальных особенностей Клиента. Как правило, у мастеров с таким типом мышления есть несколько стереотипных причесок, которые они применяют постоянно и при любых обстоятельствах.

При плоскостно-разветвленном типе мышления во время создания прически Мастер старается приблизить «данную прическу к данной голове». Это приводит к тому, что получившаяся модель существует как бы сама по себе, отдельно от Клиента.

Объемно-разветвленный — третий тип мышления, при котором Мастер, создавая прическу, использует не только все свои знания и опыт, но и заставляет себя мыслить образно. Часто это приводит к созданию такой линии стрижки или формы прически, которая на первый взгляд далека от «первоисточника», но подходит Клиенту идеально. Мастер с таким типом мышления способен удовлетворить Клиента как с практической, так и с эстетической точки зрения.

И, наконец, четвертый, высший, голо-графический способ мышления присущ творцам, настоящим мэтрам, способным к созданию новых и ломке старых эталонов причесок, разрабатывающим новые направления в сложном парикмахерском искусстве.

Любопытно, но при исследовании творчества этих мастеров было отмечено, что название типа их мышления — «голографический» -как нельзя лучше подходит и к процессу создания ими причесок. Большинство таких парикмахеров обладает своеобразным внутренним экраном, на который они «проецируют голографическую модель головы Клиента. Вначале она представляет собой лишь контур, но по мере того, как Мастер знакомится с Клиентом (его анатомическими особенностями, состоянием волос и т. п.), он выстраивает на этом экране модель будущей прически. Мастер мысленно «прокручивает» все возможные варианты стрижки или укладки и только после этого приступает к работе.

Стрижка, созданная такими мастерами, уникальна: даже после ее деформации (перечесывание, мытье головы и т. д.) она все равно сохраняет свой стиль. Основываясь на всем сказанном выше, можно дать несколько рекомендаций, которые помогут Вам достичь высот профессионального мастерства:

постоянно самосовершенствуйтесь

изучайте новую технику и новые препараты, используемые в парикмахерском деле

путем тренировок создайте свой «внутренний экран» — он поможет Вам осуществить «примерку» различных вариантов и форм причесок для каждого конкретного Клиента

стремитесь к большей практической работе

вырабатывайте творческую смелость, способность при создании прически идти «от противного» по отношению к существующей моде — это приведет Вас к формированию новых модных течений и созданию оригинальных, авторских моделей.