Найти тему
Юлия Харитонова

С этой формулой вы сможете составить мотивацию для отдела продаж за 15 минут! Выполнение плана продаж гарантировано!

Оглавление

За 4 года в консалтинге я более 100 раз составляла систему мотивации для самых разных отделов продаж - от он-лайн школ и маркетингового агентства до проектных продаж строительной техники!

Сначала это занимало море времени. Теперь это навык. У меня есть оптимальная формула, которую я шлифую под конкретный проект. Она работает в 99% случаев.

В чем же секрет эффективной системы мотивации?

Она должна состоять из 3-х частей: фикса, KPI и бонус от продаж.

Часто я встречала следующие перекосы в системе мотивации менеджеров:

Юлия Родченкова - эксперт по построению отделов продаж
Юлия Родченкова - эксперт по построению отделов продаж

1) Нет фиксированной части оплаты - только бонус!

Для меня эта система - прошлый век! Вы фактически не управляете сотрудником в такой ситуации. У него постоянное чувство тревоги - а вдруг ему не чем будет заплатить за квартиру или элементарно не будет денег на еду. В такой системе менеджеры быстро сгорают или выходят из под контроля.

Вы просите его заполнять СРМ, а он вам: Я ж продаю? Продаю! Вот и отстаньте от меня!

А все почему? Вторая типичная ошибка!

2) Бонус у менеджера не привязан к плану продаж

Да-да, это обязательная программа! Менеджер играет либо в вашу игру, либо в свою за ваши деньги!

Как привязать? Читайте дальше!

3) Еще один перекос - вы забываете поставить менеджеру KPI на ключевые действия

Как? Не спешите, все будет)

4) Или наоборот - вы узнали модное слово KPI и поставили их 5 и больше штук. Прям на каждый вдох. А что? Пусть не расслабляется!

Есть базовое правило при разработке системы мотивации: менеджер должен за 30 секунд прикинуть, сколько он заработал за этот месяц. Если это не так, то надо упрощать систему!

Едем дальше!

Прежде, чем разрабатывать систему мотивации, ответьте себе на 2 вопроса:

1) Какие цели помимо выполнения плана продаж я хочу решить с помощью системы мотивации

2) Какой функционал выполняет данный сотрудник - лидоруб, менеджер-клоузер, менеджер-хантер, менеджер-фермер.

Подробнее про разделение функций в отделе продаж в этой статье - Как разделить функции в отделе продаж?

Если приводить в общем, то соотношение между оплатой у разных видов менеджеров выглядит так:

Лидоруб 60 рублей
Менеджер-клоузер/хантер 100 рублей
Менеджер-фермер 70 рублей

Алгоритм эффективной системы мотивации:

Юлия Родченкова - эксперт по построению отделов продаж
Юлия Родченкова - эксперт по построению отделов продаж

Фиксированная часть оплаты или оклад

Это важная часть оплаты. Оклад позволяет вам увеличивать воронку найма и привлекать более сильных кандидатов с рынка.

Окладная часть для офлайн отдела продаж колеблется от 20 до 40 тысяч рублей в зависимости от города и от ниши!

Выше оклад делать я не рекомендую. Иначе продавать не будут. Тем более у вас будет еще система KPI, которая пойдет сверх оклада.

Для удаленного отдела продаж окладную часть можно делать от 10 тысяч рублей.

А для лидорубов вообще привязывать к количеству результативных звонков (дозвонов).

Система KPI

KPI - это индекс эффективности работы сотрудника.

Обычно я делаю 2-3 KPI.

1) KPI на ведение СРМ - 2000-3000 рублей

Он важен, потому что менеджеры вечно косячат в СРМ. Такая базовая сумма стимулирует их более тщательно заполнять СРМ-систему.

2) KPI на ключевые действия (количество "ключевых этапов воронки") - это могут быть:

Замеры

Встречи

Брони

Показы и т.д.

Что такое "ключевой этап воронки" вы можете посмотреть в этом видео за 3 минуты.

Это самый важный KPI. Он может быть как одной суммой в диапазоне - 5000-10000 рублей. Или можете сделать его нарастающей суммой за разное количество ключевых действий.

ВАЖНО: Этот KPi должен быть максимальным и значимым по сумме, поскольку он напрямую влияет на выполнение плана по продажам.

3) Иногда я ставлю KPI на скрипты. Обычно он тоже составляет 3000-5000 рублей. Это сложный KPI, т.к. у вас должны быть внедрены скрипты в отделе продаж и разработана система контроля разговоров менеджеров.

В различных нишах могут быть еще дополнительные KPI.

Бонусная часть

Вы уже поняли, что бонус должен быть обязательно привязан к плану продаж.

Чем выше % выполнения плана продаж, тем выше бонусная часть.

План продаж может быть по обороту и по валовой прибыли. Для каждого бизнеса подбирается индивидуально.

Пример:

План продаж на менеджера составляет 1 млн рублей
100% плана - 5% от оборота
от 70 до 99% - 3,5 % от оборота
от 50 до 69% - 2%
ниже 50% - 1% или ничего. Зависит от вашей доброты.
Еще здорово устанавливать повышенный % при перевыполнении плана продаж. Например, свыше 130% менеджер получает повышенный бонус от продаж - 7%.

Эта простая схема работает безотказно во всех нишах.

Главное корректно посчитайте ваш план продаж!

Надеюсь моя статья будет вам полезна и ответить вам на большинство вопросов, которое возникает при разработке системы мотивации в отделе продаж!

Поделитесь этой статьей в соцсетях и поставьте лайк, если было полезно! Порадуйте рыжего эксперта! :)