С постановкой мы разобрались. Следующий важный этап – дыхание Без техники правильного дыхания при игре на духовом инструменте не обойтись. Вопрос дыхания – дискуссионный в среде духовиков. У каждого свое виденье. Я не буду сильно многословным и изложу вам свой взгляд, исходя из собственной практики.
Не заморачивайтесь с диафрагмальным дыханием
У диафрагмального или йогического дыхания в среде играющих на духовых инструментах много поклонников, ратующих за то, что дышать надо только так. Как так? Животом. Мой совет: не заморачивайтесь по этому поводу. Для человека в спокойном состоянии естественное дыхание – грудобрюшное. Оно так называется, но на самом деле мы не отдаем себе отчет, в какой мере расширяется наша грудная клетка, раздувается живот, поднимается и опускается диафрагма Мы просто дышим. И это правильно. Занимаясь на блокфлейте, дышите, как дышится.
Неправильным грудным дыханием – когда расширяется только грудная клетка и поднимаются плечи – вы все равно дышать не будете: такое дыхание не присуще обычному человеку, не подвергающемуся в данный конкретный момент значительной физической нагрузке.
Никаких запасов воздуха делать не надо
Запасаться воздухом, как будто вы собираетесь нырнуть на глубину 100 метров, не надо. Воздуха вам хватит, даже если вы будете дышать типичным для человека поверхностным дыханием. Что влечет за собой такая тяга к накоплению воздуха? Гипервентиляцию (перенасыщенность организма кислородом) и не самое хорошее самочувствие. Не надо издеваться над своим организмом – он сам решит, когда стоит взять воздух.
Хватать что есть силы флейту губами, как мы уже решили, не стоит. А почему? Потому что выпустить лишний воздух и набрать необходимый с таким игровым аппаратом непросто. Не надо напрягаться. Охватываем губами флейту плотно, но без фанатизма.
Никакой еды перед занятиями
Играть на блокфлейте на полный желудок – верный способ отбить у себя всю охоту к освоению этого инструмента. Вам будет трудно дышать. Идеально, если вы поели не менее чем часа за полтора до занятий.
Как мы берем дыхание
Опять же, без напряжения. Рот просто приоткрывается. Точнее, поднимается верхняя губа, флейта лежит на нижней. Не надо пытаться брать дыхание через уголки губ, слегка раздвигая их, и не открывая при этом рта, как советуют некоторые. Это все от лукавого, ничего кроме зажатости такая методика не принесет. И еще запомните: дыхание берется только ртом – носом его брать не надо.
Пресловутая «опора»
Термин не только духовиков, но и вокалистов. Загадочный и многоОбразный. Каждый объясняет, что такое опора, по-своему. Вам тоже придется найти свою «опору». Если попытаться в общем виде обрисовать смысл этого слова, то он в следующем: «опора» - это ощущение при игре, что вы можете выдавать (и выдаете) воздух в инструмент мощной, ровной струей, а не просто вяло выдохнули во флейту. Ощущение это придет с практикой, если правильно дышать, не напрягаться там, где не надо, и анализировать получаемый звук.
О постановке блокфлейтиста можно прочитать здесь. Про правильный выбор инструмента для занятий – здесь. Про особенности аппликатуры – здесь. И, наконец, про сильные стороны блокфлейты – здесь. Помимо этого можно смотреть и слушать видеопримеры известных и любимых многими мелодий, коих очень много на моем канале в моем же исполнении.