Название "Татван" звучит для русского уха каким-нибудь Заванском или Предваньем, но если бы всё было так просто - здесь не была бы Передняя Азия. Невесть с каких времён в этом тихом заливе у западной точки озера Ван стояла укреплённая пристань с громким персидским названием Тахт-и-Ван, то есть Трон Вана. Судя по всему, для Персии и сменявшихся на её месте империй эта крепость служила плацдармом походов на запад, а потому была подчистую разрушена турками в 1514 году, в очередной войне за Ванскую котловину. Следующие пять с половиной веков на этом месте стояла лишь рыбацкая деревушка курдов, упростивших пафосное название до простого "Татван". Ну а в 1965 году новую жизнь сюда принесла железная дорога:
...Проделав на автобусе 5-часовой путь из Эрзурума , осмотрев Ахлат и в сумерках покинув его грандиозное древнее кладбище, мы в очередной раз поймали машину. За рулём был очень приятный, интеллигентный человек, возможно - какой-нибудь айтишник. Он ехал в Битлис , старинный городок всего в 20 километрах от Татвана, куда заглянуть мне знакомые и мне заглянуть настоятельно советовали. В последние годы турки рьяно занимаются разрушением своих городов , по преимущественно конечно же старинных с целью реконструкции, и вот до Битлиса эта тенденция пока что ещё не дошла.
Однако я пренебрёг этим советом, и водитель завёз нас прямо в центр Татвана, вытянутого на пяток километров перпендикулярно шоссе. На ярко освещённой улице, среди по-азиатски пёстрых и многочисленных вывесок, царило оживление, будто мы попали в мегаполис. Неподалёку обнаружился вполне достойный больших городов торговый центр (на кадре ниже слева), где я решил зайти в бургерную и об этом очень пожалел - много раз убеждался, что там, где господствует национальная кухня, европейщина как правило ужасна.
Гостиницы в Турции склонны образовывать скопления, и только глянув на порекомендованную водителем гостиницу "Вулкан", мы предпочил поискать что-нибудь попроще. Следующая гостиница стояла практически напротив, и чуть поторговавшись, я ухитрился сбросить цену со 170 до 120 лир (1700 до 1200 рублей) - это был самый успешный торг за все 3 недели в Турции. Как и сам номер оказался самым уютным - просторным, безупречно чистым, с толстым мягким ковром на полу и впечатывающим в стену напором воды в душе. Омрачило нашу радость лишь одно: на вопрос про "ферибот" (паром), молодой курд-администратор уверенно ответил, что ферибот - йок!
Проснувшись на рассвете, я выглянул в окно. Снаружи повеяло холодом: Ванская котловина в ноябре, конечно, гораздо теплее ветреных плато Карса или Эрзурума, и всё же в ноябре по ночам тут вполне пробирает. Над домами боковых улиц, включая районную администрацию буквально под нашими окнами, курился дымок. Раз уж парома не будет, я решил погулять часок по Татвану да ехать в Ван маршруткой через Ахтамар.
Как в Турции выглядит город , построенный в 1960-70-е годы? Да в общем-то примерно так же, как и построенный 3000 лет назад: узкие улочки, высокие безликие дома "едиными фасадами", обилие лавок и кафешек и выскакивающие из-за каждого угла мечети с тонкими минаретиками.
Как и в наших городках эпохи "развитого социализма", в Татване можно отыскать некоторое количество колоритных деталей и артефактов:
Нашёлся здесь и исторический центр - пара кварталов свободно стоящих домов абсолютно советского облика:
Ни дать ни взять какой-нибудь Нурек , Чкаловск или Навои , посёлок строителей социализма посреди феодальных пережитков:
Соцреалистический квартал в Татване примыкает к его градообразующему предприятию - железнодорожной станции:
На многочисленных путях которой, в отличие от пустынных станций Эрзурума или Карса, кипела жизнь:
С длиннющими товарняками, снующими туда-сюда маневровыми тепловозами и готовыми к лютой зиме роторными снегоочистителями.
Станция быстро скрылась за товарняком, стоящим у высокой платформы, по которой мы вышли к вокзалу:
Осенью 2019 года тут раз в неделю, по четвергам, курсировал единственный поезд - "Трансазиатский экспресс" Анкара - Тегеран. Мы были здесь, кажется, в пятницу, и застали вокзал совершенно пустым. Лишь дежурный одиноко сидел за стеклом с эмблемой TCDD, а когда постучались мы - откуда-то из глубин служебных помещений у него за спиной собралось ещё два-три человека просто посмотреть на странных гостей. На наш вопрос о расписании поездов дежурный лишь развёл руками да ответил "йок" - так что я даже не понял, имеет ли он в виду отсутствие поездов в ближайшее время или же "Трансазиатский экспресс" ещё до локдаунов приказал долго жить.
История станции Татван, однако, сама по себе интересна. Ведь Турецкая республика интенсивно развивала железные дороги в 1920-40-е годы, к середине ХХ века создав достаточно развитую железнодорожную сеть, чтобы можно было задуматься о спрямлениях и перемычках. Однако дальше в Турции, как и во многих капиталистических странах, наступил упадок рельсовых путей: следуя за США, правительство отдало приоритет автодорогам.
Понемногу выбираться из режима поддержания штанов TCDD начала лишь при Эрдогане, и вот посреди этого железнодорожного безвременья древний Васпуракан вдруг пересекла магистраль в сторону Тегерана. Но тут стоит вспомнить саму историю турецких железных дорог, с 1850-х годов строившихся по большей части на деньги иностранных правительств. Особенно активны в этом деле были немцы, накануне Первой Мировой тянувшие рельсы на Багдад, а накануне Второй Мировой - к советской границе. И конечно, стратегическое значение Турции осталось актуальным и в Холодную войну.
В 1955 году был подписан Багдадский пакт о создании ОЦД (Организации Центрального Договора), или CENTO - ближневосточного аналога NATO, куда вошли Турция, Иран, Ирак, Пакистан и Британия, а неформально (как участник не самого блока, но всех его комитетов) и США. "Стальным хребтом" ЦЕНТО, его рокадой за 300-400 километров от советских границ и должна была стать магистраль Анкара - Тегеран, проложенная в 1965-72 годах в основном британскими деньгами и специалистами.
Но для англичан она осталась дорогой в никуда: за время строительства обрели независимость все британские колонии на Ближнем Востоке, в 1974 году у Турции случился конфликт с Грецией на Северном Кипре, в 1979 Иран стал Исламской республикой , а ещё через несколько месяцев на него напал Ирак. Багдадский пакт после всего этого оставалось только распустить, и его магистраль осталась тонкой ниточкой, актуальной лишь для двух не очень-то железнодорожных стран.
Ну а вокзал в Татване удивляет своей архитектурой, абсолютно типичной для Третьего Рейха - даром что построен через 20 лет после его падения. Видимо, так немцы научили турок строить в 1930-е годы, а освоить новые архитектурные решения уже не случилось повода:
До вокзала, впрочем, мы дошли лишь вечером, имея уже совершенно другую программу, чем та, с которой выходили поутру. Миновав несколько кварталов, мы вышли на набережную, решив, что хотя бы в статике ванские паромы стоит посмотреть. И каково же было наше удивление, когда сторож у входа в порт сообщил, что паром ожидается завтра утром!
Самое запоминающееся здание на озёрном фасаде Татвана - криптоармянского вида мечеть:
А над Татваном нависает треснувший купол вулкана Немрут (3050м). Само это название на Ближнем Востоке не редкое, и восходит к имени царя Нимрода из древнееврейских легенд, через Ветхий Завет доставшихся христианами и мусульманам. В тех преданиях он был то ли изобретателем охоты, что первым из людей вкусил мясо, то ли кровожадным царём, который строил Вавилонскую башню и пускал стрелы в небеса, надеясь сбить ими Господа Бога.
Последнее, в местных преданиях, он делал именно с этой горы, за что в неё и провалился: вулкан примечателен огромной кальдерой, вмещающей целый оазис и пару пресных тёплых озёр. Причём озеро Немрут размером 5х2 километра и глубиной до 176 метров считается вторым по величине вулканическим озером в мире (после озера Тоба в Индонезии), а озеро Ылы, когда-то отрезанное от него лавовый потоком, не случайно в переводе значит Горячее - от морозной зимы до жаркого лета его температура варьируется от 8 до 60 градусов. Если паром - это для ценителей типа нас, то Немрут - главная "официальная" достопримечательность Татвана, и в любой гостинице туристу предложат джип-тур на вулкан.