Слово "камея" произошло от итальянского саmео (французское саmeе). Этим названием обозначают драгоценные или полудрагоценные камни, на которых вырезано выпуклое изображение.
Правда, с начала 20 века камеи делают из ювелирный пластиков – и они в наши дни тоже ценятся часто не меньше настоящих камей.
Древние pимские и греческие резные антики славятся такими изображениями на ониксе, сардониксе, агате, сердолике и других твердых камнях (pietro duro).
Первые образчики искусства вырезывания фигур, букв и знаков на твердых цветных камнях появились на Востоке, преимущественно в Персеполисе, Вавилоне и Египте – например, скарбеи и зображения на печатях. Но собственно настоящими художественными произведениями можно назвать только камеи и инталии старого Рима и древней Греции.
Гравировка на камнях встречается двоякого рода: или вырезан-ная внутри камня (инталия), или рельефная; но под камеями в общеупотребительном значении этого слова понимают камни только рельефной гравировки, притом c разноцветными наслоениями – благодаря внутренней структуре камня.
Камеи, сделанные настоящим мастером, зачастую заставляют задуматься - искусство ли это человека или прихотливая игра природы. Фи-гура, вырезанная на совершенно белом слое, оттеняется цветным фоном, а сама голова на камее может иметь бороду, волосы, драпировку различной окраски.
Так, знаменитые камеи Августа и Германика, находящиеся в Кабинете медалей Французской национальной библиотеки, кроме превосходной резьбы, отличаются еще особою прелестью, происходящею от счастливого сочетания красок и оттен-ков камней. Различная окраска их имеет немалое значение отчасти и потому, что, по установившемуся в искусстве обычаю, художники, для воспроизведения известных сюжетов, должны были употреблять и материалы соответственной окраски. Прозерпину, например, гравировали обыкновенно на черном камне; Нептуна и Тритона - на аквамарине; Бахуса - на аметисте; Mapcия с содранной Аполлоном кожей - на красной яшме и т. д.
Сцены из "Амура и Психеи" предназначались для подарков невестам, для лиц же, находящихся в трауре или испытавших какое-нибудь несчастие, считались более соответственными камеи с изображением сюжетов из мифической истории Прозерпины, похищенной у матери. Пытка Марсия, олицетворявшая беспощадное правосу-дие богов, была сюжетом, предпочитаемым юристами, тогда как воинам дарили преимущественно батальные сцены.
В Европе камеи появились в 16 веке. Отличные резчики были в Греции в конце 17 века. Они резали камеи на твердых камнях. Так, в Покровском женском монастыре в Суздале хранились три подвесные панагии работы греческих мастеров XVI века, вырезанные на изумрудах и сапфире, а в московской Патриаршей ризнице хранилась резная на изумруде панагия с изображением Успения Пресвятой Богородицы, тоже греческого происхождения и того же века.
Первым воскресителем старого искусства считают Иоанна Бер-нарди (16 век), жившего при Лоренцо Медичи. Современник прозвали его y Giovanni della Cornioli. Произведения этого знаменитого мастера были так искусны, что с трудом отличались от античных работ.
Резали камеи и на рубинах, опалах, сапфирах, топазах, аметистах, аквамаринах, изумрудах, и на сардониксе.
В Эрмитаже в зале резных камней выставлено собрание камей, одно из богатейших в мире. Основой этой замечательной коллекции послужило богатое собрание резных камней, состоящее из 4600 экземпляров и некогда принадлежавшее маркизу дю Шатель, а потом герцогу Орлеанскому.
Но мода на камеи в России появилась собственно только с начала царствования императора Александра I.
Очень популярны всегда были камеи из раковины.
Раковина, как правило, двухцветна. Светлый фон раковины используется для изображения, темный – для фона.
Камеи из агата могут иметь несколько цветных слоев. Считается, что мастеру хорошо работать со свежей раковиной. Она мягче и не так хрупка, как та, которая пролежала долгое время.
(С) Наталия Будур, по материалам авторской книги.
Иллюстрации - из свободного доступа в интернете