Найти тему
Психолог Чернышев

Я не могу выйти из тени, или как побороть выученную беспомощность.

Оглавление

Призрачность существования - моя сущность. Я как будто живу, как будто совершаю действия, но на самом деле, я чувствую, знаю - моя жизнь должна быть совершенно другой.

О природе рождения тени человека можно говорить годами. Но начать действовать может только человек.
О природе рождения тени человека можно говорить годами. Но начать действовать может только человек.
Это с детства тянется. Завтра, кажется, настанет мой настоящий день, и все будет так, как надо. А сегодня я пока так побуду, в тени самого себя. Тихонько. Так, чтобы меня никто не замечал. Не упрекал, не обижал, не досаждал, не требовал, не настаивал.
Почти тридцать лет такой внутренний диалог опутывает, парализует мою волю, меня, мое настоящее.
По факту у меня есть всё, что положено человеку в моем возрасте, а если присмотреться, то меня как-будто и нет совсем.

Потому, что я начну жить завтра. Не сегодня.

Психолог Чернышев

Когда я был еще совсем мальчишкой, помню, у нас во дворе была огромная лужа, к ней все уже привыкли, сроднились даже. И никто не жаловался, что она есть. Хотя, удобства она нам не прибавляла, конечно. Как-то раз соседский пацан упал в эту лужу и чуть не захлебнулся. Его отец на следующий день пригнал бортовую машину земли и засыпал эту подлую яму. Соседи возмутились и даже, говорят, накатали на этого мужчину письмо, что мол, занимается самоуправством, наводит свои порядки в общем дворе. Со временем, там снова зародилась яма, в которую снова стекалась вода. И жизнь вернулась в свой привычный ритм, лужа была, она мешала, ее ругали, обходили и ничего не делали для того, чтобы ее ликвидировать раз и навсегда.

Эта история о том, как проявляется "выученная беспомощность", когда состояние бессилия и нежелания что-либо делать или менять - стало привычкой, формой комфорта, способом жизни в удобном, теплом месте.

Человек даже может понимать, что живет в своей собственной тени, переживает это болезненно, страдает, но ничего не делает для того, чтобы из нее выйти. Можно ли ему помочь? Можно.

Начнем движение с мысли.

У выученной беспомощности на все вопросы - один ответ - не знаю.

Чтобы начать выкручиваться из ее липких и тягучих лап, попробуйте спросить себя:

  • Как ты хочешь жить дальше?
  • Почему тебе удобно оставаться там, где ты есть, если тебе плохо так жить, если ты страдаешь и мучительно это переживаешь?
  • Что ты хочешь поменять в своей жизни?
  • Если описывать твою тень, какая она? Вы похожи?
  • А если попросить тебя рассказать о себе, что ты скажешь?
  • Что ты думаешь о себе настоящем?
  • Каким ты можешь быть и что ты сделаешь, когда сделаешь шаг из своей тени?

Жизнь в тени, как ни парадоксально, может быть очень удобной и даже спасительной. Но она - не твоя настоящая жизнь. Эта двойственность, о которой говорил герой моего повествования, действительно может жужжать над ухом всю жизнь, но так и остаться неосознанной. Потому что многие из нас даже не пытаются отойти от привычных типов поведения в своих семьях, в своем кругу. Выученная беспомощность для многих из нас - это означает проживать жизнь по-чужому сценарию, не по своему. Просто не все это понимают и видят.

И еще одна история из опыта жизни.

Многие, кто живет в многоквартирном доме - наверняка ускользают от общей ответственности принимать решение, как, и по какому принципу будет жить это огромное хозяйство. По закону, каждый из жителей дома обязан приходить на общие собрания, осмысливать и обсуждать общие решения, делать свои предложение по оптимизации трат для улучшения качества жизни в доме. Но, как правило, в доме находится один - два активиста, которые тянут на себе все вопросы и сами перед собой отвечают за жизнедеятельность дома. Вот именно поэтому у нас так много вопросов к ЖКХ, к тарифам, к уборке и благоустройству территории. Но на самом деле - все вопросы - к себе. Выученная беспомощность и здесь умеет хозяйничать. Отказавшись от права решения общих задач, переложив эти решения на другие плечи, вы снова увильнули от своей настоящей жизни, своих интересов и права самому решать, что, как, когда и почему действовать.