Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Жерар Депардье

Жерар Депардье (27.12.1948)

Говорят, что когда Жерар Депардье решил уйти из школы, директор сказал ему: «Ты станешь либо гангстером, либо актером». И как в воду глядел: став отпетым хулиганом и бродягой, Жерар был весьма близок к тому, чтобы превратиться в настоящего бандита, но судьба дала ему шанс стать актером.

Впрочем, и гангстером он все-таки стал. На экране. Кстати, свою кинокарьеру он и начинал с маленьких ролей звероподобных молчаливых громил, немногословных «мясников», «волкодавов», «быков на роликах» («Крик баклана вечером над джонками», «Убийца», «Двое в городе»), которые, если и обращали на себя внимание, то только внушительной фактурой начинающего актера...

-2

Итак, Жерару пришлось испытать и прелести жизни в многодетной семье с вечно пьющим отцом, и жестокость бесконечных уличных драк, и соблазны мелкого воровства, мимолетных свиданий с проститутками. Когда на рубеже 1990-х годов, снимаясь в Америке, Жерар Депардье имел неосторожность рассказать в интервью о своем полубеспризорном детстве, пуритански настроенные читатели были шокированы: как мог будущий знаменитый актер водиться с грабителями и насильниками!

Быть может, именно благодаря шумихе, поднятой в американской прессе вокруг его неосторожных откровений, Жерар Депардье не получил «Оскара» за главную роль в фильме Жана-Поля Раппено «Сирано де Бержерак». Но и в Америке актер не изменил себе. Здесь он похож на своих героев - бесшабашных, сильных, великодушных, не признающих общепринятые моральные заповеди...

«Я не знаю, что значит быть великим актером, - так ответил Жерар Депардье на один из многочисленных вопросов журналистов. - Наверное, это человек, в душе которого бушуют великие страсти... Меня всегда поражает, что некоторые актеры подолгу готовятся к картине. Я никогда так не делаю. Ведь если горит дом, то надо не раздумывая сразу бросаться спасать людей. Так происходит и на съемках, где я, прежде всего, доверяю своей интуиции...».

-3

Именно в таком импровизационном, дерзком, удивительно раскованном духе Жерар Депардье сыграл свою первую большую роль в трагикомедии Бертрана Блие «Вальсирующие». История двух друзей-шалопаев (Жерар Депардье и Патрик Дэвер), колесящих по провинциальной Франции в поисках острых ощущений и любовных приключений, переполненных презрением ко всякого рода условностям, законам, социальным статусам и т.д., была воспринята тогда, в 1970-х как вызов. Но вместе с тем, сколько подлинного драматизма и грусти было в этом талантливом фильме!

-4

«Вальсирующие» принесли Жерару европейскую известность. А потом была роль в эпопее «XX век» Бернардо Бертолуччи, рассказывавшей об истории двух итальянских семей - крестьян и землевладельцев, - в которой солирующие партии были отданы Депардье и Де Ниро. Были съемки в острогротескных, трагифарсовых эротических притчах Марко Феррери «Последняя женщина» и «Прощай, самец!».

Одну из лучших своих ролей Жерар Депардье сыграл в драме Франсуа Трюффо «Последнее метро». Его герой, актер парижского театра времен оккупации, связанный с движением Сопротивления, был сыгран с проникновенной искренностью и тонким психологизмом. Дуэт Жерара Депардье и Катрин Денёв в этом шедевре Ф.Трюффо был превосходен.

-5

Через год в фильме Трюффо «Соседка» Депардье предстал уже в ином качестве. Для героя этой изысканной мелодрамы любовь была наваждением, всепоглощающей страстью, исступлением. Столь же темпераментной была и любовь персонажа фильма Клода Миллера «Скажите ей, что я ее люблю». Кстати, как мне кажется, обе эти роли отчасти стали объектом для самопародии Жерара Депардье в иронической драме Бертрана Блие «Слишком красива для тебя». Главный герой этой ленты неожиданно влюблялся в невзрачную женщину, предпочитая ее всем красавицам мира...

-6

Встретившись в конце 1970-х со сценаристом и режиссером Френсисом Вебером и актером Пьером Ришаром, Жерар Депардье снялся в комедийной трилогии: «Невезучие» (оригинальное название – «Козочка») «Папаши» и «Беглецы». В этих забавных лентах, имевших огромный зрительский успех, у него, как и у Пьера Ришара, была своя комедийная маска. Депардье был огромным увальнем, силой гигантских кулаков крушащим все на своем пути. И что бы ни делал герой - разыскивал ли дочь миллионера, пропавшего сына, или спасался от полиции, он, по сути, всегда оставался одним и тем же – предсказуемым в поступках, реакциях, мимике и жестах. При этом сама личность Жерара Депардье столь значительна, что он, как, скажем, Жан Габен или Жан-Поль Бельмондо, никогда не надоедает публике, хотя нередко (как в случае с комедиями Френсиса Вебера) его экранный имидж остается одним и тем же, пусть даже и с новыми штрихами, юмористическими черточками, смешными гэгами... Словом, Депардье, как и большинство выдающихся французских актеров, прекрасно чувствует жанр и способен играть все - от трагедии до бурлеска.

-7

Депардье всегда везло на режиссеров. В психологической драме Мориса Пиала «Лулу» жизнь героя Депардье складывается из бесцельного шатания по улицам и дешевым забегаловкам, ленивой смены подружек, за чей счет он, собственно, и живет... Понять таких персонажей актеру, по-видимому, помогает собственное прошлое, те далекие времена, когда он сам никогда не брал в руки книг и бродяжничал...

В 1987 году драма М.Пиала «Под солнцем сатаны» получила главный приз Каннского фестиваля. Жерар Депардье сыграл роль священника. И оказалось, что этому эмоциональному, склонному к эпатажности актеру по плечу работа иного плана, сочетающая религиозную экзальтацию и духовность, борение духа и плоти. И если в некоторых прежних работах любовь для героев Депардье была сумасшествием, неотвратимым броском навстречу смерти, яростным пожаром, то здесь актер находит более сдержанные психологические краски...

-8

Одна из самых значительных работ Жерара Депардье - Дантон в одноименной трагедии Анджея Вайды. Кажется, всю свою душу вложил актер в образ мощного гиганта, протестующего против диктатуры Робеспьера. Никакие высокие цели и идеи свободы, равенства и братства не могут служить оправданием революций, неизбежно опирающихся на насилие и террор, - эта мысль высказана в «Дантоне» с неопровержимой убедительностью таланта.

В начале 1980-х Жерар Депардье собирался сыграть одну из главных ролей в фильме Владимира Высоцкого «Венские каникулы». В сценарии, написанном Высоцким совместно с Э.Володарским, речь шла о драматических приключениях русского (В.Высоцкий), француза (Ж.Депардье), поляка (Д.Ольбрыхский) и грузина (В.Кикабидзе) в первые дни после победы союзных войск над нацизмом. Но вместо известия о начале съёмок «Венских каникул» Жерару Депардье сообщили о внезапной смерти его московского друга...

-9

В 1990-х годах актер с равным успехом снимался по обе стороны океана. Он с трогательным изяществом милого увальня сыграл роль французского музыканта, вынужденного подрабатывать официантом в Америке и ради вида на жительства - так называемой «грин карт» идущего на фиктивный брак, в симпатичной комедийной мелодраме Питера Уира «Зеленая карточка». А два года спустя появился в американском суперколоссе «1492: покорение рая», посвященного легендарному Христофору Колумбу и его открытию неизведанного континента. Его Колумб - одержимый, неистовый, идущий к цели вопреки неудачам и заговорам был полной противоположностью вяловатому и заторможенному персонажу из блестящего фильма Бертрана Блие «Спасибо, жизнь», в котором Депардье, кажется, хотел отчасти спародировать некоторых из своих былых киногероев.

Депардье по-прежнему не равнодушен к классике. Его игра в экранизации знаменитого романа Эмиля Золя «Жерминаль» - своего рода образец психологического реализма «натуралистической школы». Зато в фантастическом триллере Франсуа Дюпейрона «Машина» Жерар Депардье играет отчетлива гротескно: его герой - врач, экспериментирующий над перезаписью информации человеческого мозга, - выглядит словно вышедшим из компьютерной. игры, активным, но однозначным...

-10

После европейского успеха сентиментальной любовной комедии «Мой папа – герой» Ж.Лозье, где Депардье с удивительной теплотой сыграл отца взрослой дочери, выдающей его за... своего любовника во время летних каникул на морском берегу, американцы тут же поставили ремейк, пригласив актера «сдублировать» самого себя. Депардье повторил свою роль уже на английском языке и с другими актерами и снова оказался на высоте...

Не забыл актер и об экспериментальном кино, исполнив главную роль в элитарном фильме Жана-Люка Годара «К несчастью для меня».

Сын Депардье Гийом тоже стал актером и, судя по всему, неплохим. Они частенько собираются в имении Депадье, чтобы отведать фирменного вина с собственных виноградников. Кстати, Депардье обожает анжуйское вино, а его 27 гектаров земли под виноградниками даёт в год около 60 тысяч бутылок отменного марочного напитка...

Кстати, Жерар Депардье заранее выполнил новое паспортное требование Яндек-Дзена! (см. фото - начало статьи)

© Александр Федоров, 1994, 2021