Опыт. Инсайты. Сомнения. Первые выводы.
ВНИМАНИЕ! Если вы не новичок и все же заглянули сюда, уж пожалуйста пролистайте статью до конца, досчитайте до 40 и только после этого покидайте станицу. Будьте людьми - не портьте нам карму!
Впрочем, возможно, прочитав про наши мытарства, вы вспомните, как начинали сами, и даже захотите дать пару советов в комментариях - вдруг мы чего-то не так понимаем, что-то пропустили и не учли...
Итак, вы решили открыть канал в Дзене...
1. Запаситесь терпением. Какова бы не была ваша цель, терпение понадобится в любом случае. Дзен в принципе "увидит" вас только тогда, когда вы напишете 3 статьи. Не обязательно - "опубликуете", отложенные статьи тоже считаются. Но это не значит, что вы (и, соответственно, кто-то еще) сможете найти свой канал, забив его название в строку поиска. Это счастье случится не раньше чем через 5 - 7 дней.
2. Как же тогда продвигаться и набирать подписчиков? Старым проверенным способом: оповестив всех родственников и друзей кролика (в нашем случае - читателей, авторов и подписчиков в соцсетях) о том, что у вас теперь есть канал и надо его срочно поддержать:
- подписаться
- прочитать все ваши статьи: долистать до конца, потратив на это не менее 30 секунд, иначе автомат не зачтет посетителя, зато зачтет кое-что в минус, но об этом ниже
- поставить всем статьям лайки
- по возможности начать бурную переписку в комментариях (пишут, что люди читают комментарии чуть ли не с бОльшим любопытством, чем статьи - а значит, проводят на странице больше времени, что нам и нужно)
3. Терпение понадобится еще и для того, чтобы не проверять каждые 5 минут статистику. Она обновляется всего несколько раз в сутки. Вот и возьмите за правило проверять ее дважды в день, например, утром и вечером.
Просто это как холодильник: открываешь и смотришь. Нет, ну каждый раз находишь, о чем поразмыслить, хотя ничего нового там не появилось... Но времени-то съедается вагон! Лучше лишнюю статью написать!
Или не лучше?
4. О количестве статей. Естественно, есть ощущение, что самое главное ради чего мы тут все собрались - набрать 10000 минут просмотров. Даже если вы ведете рабочий блог и монетизация вам не нужна, это все равно какой-то недостижимый идеал, который все время попадается на глаза, стоит зайти на страницу.
Понятно, что чем больше статей, тем больше минут люди их будут смотреть. Тут каждый решает сам - строчить ли статьи со скоростью пулемета или писать редко, но метко. Слишком редко все же нельзя - система вас потеряет. Мы остановились на варианте по 1 статье в день, если только статьи не получаются слишком большими...
5. Да, тут размер важен, как никогда. И это тот случай, когда "длиннее" не значит "лучше". А все потому, что основной показатель успеха публикации - дочитывания (это не мы придумали, это в статистике написано... а вы тоже не сразу догадались нажать на знак вопросика?).
Чем длиннее текст, тем меньше вероятность, что редкая птица долетит до середины ну вы поняли... То что конкретно этот наш "плач неофитов" сейчас получается длиннющим - не показатель. Просто мы его пишем не ради статистики, а ради рефлексии, а ее нельзя грубо делить на части. Остальные статьи можно. И нужно.
Но и краткость тут не в чести. Иначе люди будут дочитывать быстрее, чем за 30 секунд и система их просто не увидит. Поэтому если сомневаетесь, дайте какому-нибудь бывшему отличнику и чемпиону по скорости чтения (помните это развлечение в начальной школе?) прочитать текст, а сами мониторьте, сколько времени на это ушло.
Есть ощущение, что на время пребывания на странице могут повлиять иллюстрации. Можно попробовать загнать часть информации на схемы, графики, таблицы и выложить всю эту красоту в виде рисунков. Трудоемко, конечно, но инфографика нынче в моде.
И вспомним Штирлица: лучше всего запоминается то, что говорится в самом начале и в самом конце. Вот это правило нам подходит. В первом абзаце - самое интересненькое, чтобы никто не сбежал быстро, а то испортит нам карту дочитываний, и в конце тоже что-то такое вау-вау - чтобы был интерес дочитывать до конца.
А откуда все узнают, что в конце что-то должно быть та-а-а-а-ко-о-о-о-ое? А из заголовка!
6. Если вы чем-то хотите особенно порадовать публику, сообщите об этом во первых строках. Например: Эксклюзивный рецепт мороженого из домашних кактусов с колбасной крошкой. И сначала коротенечко, секунд на 40, порассуждайте о пользе кактусов и колбасы, и только в конце - сам рецепт.
По поводу формы заголовков мы пока еще спорим. С одной стороны, все коучи твердят, что заголовок должен быть интригующим. С другой стороны, самый лучший процент переходов из ленты у нас пока у самого банального, что называется "в лоб", заголовка. Так что нам пока не достаточно статистических данных, чтобы разрешить эти сомнения. Просто делимся ими с вами.
7. Самое классное в Дзене, что абсолютно всё: заголовки, картинку, тексты, тут можно редактировать сколько угодно и когда угодно (хоть через неделю). У наших коллег заметили один ляп и теперь посоветуем вам, как его избежать.
Возьмите за правило: опубликовали статью - проверьте, как выглядит ее "карточка" на разных носителях. Бывает, что на компьютере всё идеально, а в мобильном картинка почти не видна. Посмотрите, что из текста вошло на карточку и подредактируйте, чтобы заголовок или подзаголовок не дублировал начало статьи, которое вдруг тоже видно на карточке (на самом деле всё, кроме заголовка, на карточке можно менять, удалять и переписывать и это не отразится на статье, а вот если поменяете заголовок, то и в статье он тоже изменится).
Не бойтесь выкладывать статью, чтобы посмотреть, как она выглядит - яндекс ее все равно никому не покажет в ленте еще пару часов после вашей публикации - посмотреть ее можно будет, только зайдя на сам канал, а в первые дни таких поклонников, которые караулят ваши новости, у вас, скорее всего, не появится. Ну и отложенные публикации тут возможны, правда нельзя опубликовать статью через полчаса или час - только через 3 часа почему-то... Но если накануне закидывать тексты, это очень удобно.
И черновики можно делать когда угодно и сколько угодно! Это тоже огромный плюс Дзена!
8. Мы пока не можем это проверить, но карма учитывает еще количество поделившихся материалом в соцсетях. Как мотивировать людей делиться? Ну, разумеется, давать классный контент. Это очевидно. Но есть еще один момент. Люди скорее поделятся, если они причастны к материалу. Поэтому на первых порах старайтесь привлечь к подготовке материалов экспертов, пусть у статьи будет сразу много авторов, чтобы им было интересно сделать репост. Например, можно делать мини-интервью со специалистами вашей области. В нашем случае нас выручают детские писатели, которые отвечают на наши вопросы, и потом мы просим их поделиться материалами в своих группах и на своих страницах.
9. И о карме. Пока мы о ней не можем сказать почти ничего. Кроме того, что советуем заводить канал в понедельник и ждать неделю первых результатов. Мы его завели в четверг. В понедельник он нам показал малюсенькие циферки и замолк на неделю. Ждем. Грустим. Иногда кликаем и рассматриваем синенький кристаллик в микроскоп.
10. Поначалу мы очень расстраивались маленькому количеству показов. Потом вдруг оно резко выросло до 3 тысяч. И мы расстроились еще больше. Потому что рухнули вниз остальные показатели: реакция подписчиков с приличных 85% до пугающих 44%, CTR (кликабельность) с 2,5 до 1,6%, а карта дочитываний с 75 до 65% (о, пока писали статью, поднялся до 70%).
Потом мы подумали-подумали и успокоились. Похоже, работает это так: пока материал особо никому не показывают, его видит узкий круг тех, чьи интересы совпадают с вашими тегами (правда, читали, что теги тут для красоты и на дело не влияют, не знаем, пока на всякий случай ставим). В нашем случае - людям, которые интересуются современной детской литературой. Ну раз интересуются, то они и кликают на карточки чаще, и дочитывают до конца. Данные стремятся к идеальным (пишут, что в идеале CTR - 3 - 10%, а дочитывания 85%).
И вот система решила, что вы выкладываете интересные материалы, и выпустила вас в народ. Ну и сколько среди того народа родителей, которые хотят, чтобы их дети читали, сколько учителей и библиотекарей, то есть нашей ЦА? Страшно мал их процент, как ни грустно это признавать...
И вот все остальные чудесные люди, которым детлит в принципе не интересен, или которые считают, что после Барто и Носова писателей в России не было и нет, а есть только графоманы, с досадой прокручивают мимо нашу карточку на экране в поисках интересных для них новостей из жизни звезд... А система в это время дотошно считает: ага, и этот не кликнул... И падает-падает-падает наш CTR...
Ну предположим, мы решили (вполне справедливо, кстати), что детские писатели - тоже звезды, и назвали статью "Откровения звезд о своей первой любви". Ура! Пошли клики! И вот кликает любитель ток-шоу на нашу статью, а там вместо Пугачевой и Галкина детские писатели, этому человеку вовсе не известные. Он плюется, сразу уходит, чем портит нам процент дочитываний, да еще и на вопрос системы, "была ли ему полезна статья", мстительно отвечает НЕТ! Хлоп, "реакция пользователей" окрашивается в тревожно-красный цвет... Оно вам надо? Да еще и за кликбейты могут в игнор отправить...
Что делать? Надо быть спокойным и упрямым (с) Раз уж вы решили, что канал в Дзене вам нужен, продолжайте писать статьи на выбранную тему. Причем регулярно - это тоже влияет на карму.
Как не сломать голову, ежедневно придумывая, что писать? Нужен контент-план. Советов по его созданию в сети море. Расскажем, как действуем мы. Мы придумали 7 рубрик, чтобы статьи на одну тему попадались людям примерно раз в неделю (примерно - потому что это не закон и при необходимости/лени/отсутствии вдохновения всё можно менять местами, двигать и двигаться по пути наименьшего сопротивления).
Понятно, что нам важно рассказывать о книгах. Но не всем интересно о детских книгах читать. Зато герои книг - те же люди. Они что-то едят, действие книги происходит часто в каком-то реальном или вполне узнаваемом городе... А поклонников рубрик "кулинария" и "путешествия" гораздо больше, чем ценителей детлита. Поэтому мы планируем, например, раз в неделю выкладывать рецепты блюд, которые едят/готовят герои наших книг (попутно рассказывая о книге - может, человек бегло просмотрит, а потом пойдет к коллеге в гости и вместо вредной шоколадки купит его детям интересную книжку за те же деньги... можно же нам помечтать...))) Так же родилась идея делать виртуальные экскурсии по нашим книгам.
Наверняка и вы придумаете что-то такое, чтобы и от темы своей не уходить, и сделать ее интересной, как говорится, широкому кругу читателей.
Думается, мы эту статью еще не раз отредактируем. Ну или новую напишем.
А вот писать жирным шрифтом в конце призыв подписаться, лайкнуть, репостнуть и прокомментировать мы НЕ БУДЕМ, потому что это БЕСИТ...
Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, вам было полезно и интересно!
Эх... Обратной связи, конечно, хочется... Но не смеем вас неволить.