2 февраля исполнилось 79 лет со дня смерти в отделении психиатрии тюремной больницы «Крестов» Даниила Хармса – уникального, ни на кого не похожего писателя и поэта, классика абсурда, ни в чем не уступающего Беккету и Ионеско.
Есть версия, что после последнего ареста Хармс, чтобы избежать расстрела, симулировал сумасшествие. Это спасло от казни, но не от мучительной смерти – стояла самая страшная, самая голодная блокадная зима.
Многие Хармса любят и читают. Еще больше – терпеть не могут и считают, что ничего он и не симулировал. Но, если хотите блеснуть оригинальностью, записывайте самые оригинальные его высказывания. Но осторожно – вдруг вас тоже заберут?
«Покупая птицу, смотри, нет ли у нее зубов. Если есть зубы, то это не птица».
«Когда человек привык очень поздно ложиться спать, то ему очень трудно отучиться от этого. Чтобы ложиться рано, существует единственный правильный метод: перескочить сутки, т. е. ложиться все позднее и позднее, сначала поздно ночью, потом рано утром, потом днем и, наконец, вечером. Так можно добраться до нормального часа».
«То, что другим дается с трудом, мне дается с легкостью! Я даже летать умею. Но об этом рассказывать не буду, потому что все равно никто не поверит».
«Послушайте, друзья! Я такой же, как и вы все, только лучше».
«Я родился в камыше. Как мышь».
«На баррикады мы все пойдем! За свободу мы все покалечимся и умрем!»
«Гибель уха - глухота, гибель носа - носота, гибель нёба - немота, гибель слёпа – слепота».
«Рассматривал электрическую лампочку и остался ею доволен».
«Я видел однажды, как подрались муха и клоп. Это было так страшно, что я выбежал на улицу и убежал черт знает куда. Так и в альбоме: напакостишь, а потом уже поздно будет».
«Один монах вошел в склеп к покойникам и крикнул: «Христос воскресе!» А они ему все хором: «Воистину воскресе!»»
«Алексей Толстой разделся голым и, выйдя на Фонтанку, стал ржать по-лошадиному. Все говорили: «Вот ржет крупный современный писатель». И никто Алексея Толстого не тронул».
«Как известно, у Пушкина никогда не росла борода. Пушкин очень этим мучился и всегда завидовал Захарьину, у которого, наоборот, борода росла вполне прилично. "У него растет, а у меня не растет", - частенько говаривал Пушкин, показывая ногтями на Захарьина. И всегда был прав».
Будьте не как все! Читайте Хармса!