Найти тему

4,3% инновационных товаров российской промышленности — новые для мира

Designed by macrovector / Freepik
Designed by macrovector / Freepik

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет сведения о результативности инновационной деятельности крупных и средних предприятий промышленного производства России в пятилетней динамике (с 2015 по 2019 гг.).

Ключевые выводы:

Объем инновационной продукции, произведенной в 2019 г. российскими предприятиями, составил 3,9 трлн рублей. Данный показатель за последние пять лет существенно не менялся.

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж — 6,1%, его величина с 2015 г. снизилась на 1,8 п. п. Для сравнения, в ряде европейских стран свыше шестой части продукции промышленного производства относится к категории «инновационной» (например, в Испании — 27,8%, Великобритании — 27,3%, Германии — 19%, Австрии — 18%, Бельгии — 17,3%).

Лучшие результаты, сопоставимые с зарубежными, демонстрируют российские производители летательных и космических аппаратов (26,9%), судостроители (25,1%), автомобилестроители (19,5%), производители компьютеров, электронных и оптических изделий (16,6%).

В структуре инновационной продукции принципиальной новизной (для мирового рынка) характеризуются 4,3% товаров, работ, услуг. Еще 10,5% являются новыми для рынков сбыта предприятий. В основном же преобладают разновидности уже известных продуктов и услуг: новые для организаций, но известные на рынках (49,8%), и усовершенствованные, базирующиеся на существующих технологиях (35,5%).

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Треть организаций производят новую и усовершенствованную продукцию по заказам пользователей, что задает вектор развития инновационной деятельности в компаниях. В течение 2017–2019 гг. более четверти предприятий (25,5%) реализовали продукцию, предназначенную для узкого круга потребителей либо выполненную под установленные требования заказчика. Еще 10,8% организаций внедрили инновационные товары, работы, услуги, созданные совместно с пользователями, и 4,3% — по разработкам, выполненным силами пользователей.

По ссылке эти выводы изложены подробнее и детализированы эффекты, которых российские производители достигают за счет внедрения инноваций.