Высотный компенсирующий костюм ВКК-1 давно стал историей и занял почетное место в музеях высотной авиации. За свою непродолжительную «карьеру» его условно мало эксплуатировали, и он не успел стать легендой. О нем почти не вспоминают и не говорят.
К сожалению, иногда такая участь постигает «пионеров», которые своим появлением проложили путь и скромно отошли в сторону, уступив место и славу более совершенным потомкам. Именно такая судьба выпала костюму ВКК-1.
ВКК-1 был разработан в 1958 г. на Завода №918 (ныне АО «НПП «Звезда») и предназначался для защиты летчика и сохранения его работоспособности в случае разгерметизации кабины самолета на высотах от 12 до 25 км. Кроме того, ВКК-1 имел противоперегрузочное устройство (ППУ), благодаря которому обеспечивал повышение переносимости пилотажных перегрузок.
ВКК-1 Предназначался для эксплуатации на высотных самолетах, таких как МиГ-19; МиГ-21; Су-7; Су-9 и Ту-22 и позволял катапультировать на скоростях до 1100км/ч.
В комплект ВКК-1 входили:
-Гермошлем ГШ-4;
-компенсирующие перчатки;
-компенсирующие носки.
По принципу защитного действия, ВКК-1 предназначен для:
-для обеспечения дыхания под избыточным давлением путем создания на поверхность тела человека давления, равного давлению в легких, т.е. компенсации повышенного внутрилегочного давления соответствующим внешним противодавлением;
-для повышения устойчивости организма к воздействию перепадов барометрического давления;
-для предотвращения развития высотной парогазовой эмфиземы;
-для повышения переносимости перегрузок возникающих при эволюциях самолета;
-для предупреждения в определенной степени развития высотного метеоризма.
В костюме ВКК-1 внешнее противодавление является механическим и образуется за счет натягивания оболочки костюма при создании давления в камерах натяжного устройства (НУ) и противоперегрузочного устройства (ППУ).
При отсутствии давления в камерах, костюм плотно облегает тело человека, но при этом не стесняя существенно его движений.
Конструктивно ВКК-1 состоял из следующих основных узлов:
1-комбинезон;
2-натяжное устройство;
3-противоперегрузочное устройство;
4-брюшной компенсатор.
Комбинезон
Комбинезон ВКК-1 служил оболочкой, создающей механическое обжатие тела человека, и являлся основой для монтажа всех узлов и деталей костюма. Комбинезон изготавливался из тканей с повышенными гигиеническими качествами.
Натяжное устройство
Натяжное устройство являлось силовым элементом костюма , стягивающим комбинезон для механического обжатия тела летчика. Оно расположено на задней части комбинезона вдоль туловища, рук и ног с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее равномерное обжатие тела, сохранив при этом необходимую подвижность.
Конструктивно натяжное устройство состояло из резиновых камер, заключенные в капроновые чехлы, и тесемок, охватывающих резиновые камеры в чехлах. Концы тесемок были пришиты к ткани комбинезона. Максимальное рабочее давление в камерах натяжного устройства составляло 2кг/см2.
Противоперегрузочное устройство
Противоперегрузочное устройство состояло из двух ножных и одной брюшной резиновых камер, соединенных между собой переходниками. Ножные камеры ППУ заключались в капроновые чехлы и были вмонтированы в натяжное устройство костюма на участке от талии до низа штанин. Брюшная камера ППУ, заключенная в капроновый чехол, монтировалась на двух пуговицах внутри комбинезона в области живота. На чехле брюшной камеры имелась шнуровка для индивидуальной подгонки объема камеры. Максимальное рабочее давление в камерах ППУ составляло 1,6кгс/см2.
Брюшной компенсатор
Брюшной компенсатор состоял из резиновой камеры, заключенной в капроновый чехол, камера содержала 100-150 см3 воздуха. Брюшной компенсатор пристегивался к брюшной камере ППУ и служил для дополнительно компенсации области живота.
Причина непродолжительного применения ВКК-1 заключается в том, что в высотной авиации этот костюм применялся массово впервые, и только во время его эксплуатации можно было выявить очевидные пути для дальнейшего усовершенствования конструкции.
Опытный глаз сразу обратит внимание на то, что трубки натяжного устройства ВКК-1 имели меньший диаметр по сравнению с ВКК-6М, а шнуровка имела «примитивный» вид (была не развита).
ВКК-1 не был плохим, или неудачным костюмом, он честно выполнял возложенные на него обязанности на определенном этапе развития высотной авиации.