Из Санкт-Петербурга до Закарпатья мы добирались сутки. Наш самолет совершил пересадку в Риге и приземлился во Львове. На месте мы нашли маршрутку до Рахово. Моя двоюродная сестра Марина перехватила нас на горнолыжном курорте Буковель и довезла до села Ясиня.
Бабушка жила буквально в радиусе 20 километров от известного курорта, но совершенно на другой горе Карпат, вдали от цивилизации.
Вскоре мы приехали в село и переночевали у родственников. На следующее утро активно стали готовиться к долгожданной встречи с бабушкой Анной. Запланировали купить для нее продуктов первой необходимости, таких как мука, сахар, масло, крупы.
Добраться до ее дома было нелегко. Проезжих дорог нет. Единственная дорога - это железнодорожный мост без специально выделенных пешеходных полос.
Если ехать на машине, то только по горной реке Тиса. Нам очень повезло, что у мужа сестры оказался Уазик с бензиновым баком внутри салона, который он переставил сам. Сергей подрабатывает гидом. Время от времени набирает группы туристов и водит их по горам и рекам. Они живут в самом туристическом эпицентре у горы Говерла и Близнецов.
С утра мы были готовы к поездке. Закупили продуктов на осень и зиму. Разменяли деньги на гривны и отправились в горы. Бабушку ждал долгожданный сюрприз. Она не владела телефоном, интернетом и была глуха, поэтому мы никак не могли предупредить о нашем приезде.
Погода радовала. Светило солнце. По бурлящей реке мы довольно успешно проехали и поднялись в горы, несмотря на то, что машина была перегружена.
Первые на наше прибытие среагировали собаки. Обнимая пушистых, я подняла голову и увидела бабушку. Она стояла у двери со слезами на глазах. Слезы счастья не останавливались. Я подбежала и крепко ее обняла.
Вскоре мама и тётя начали накрывать стол на улице. Бабушка стала доставать, что у нее есть. Тем временем я пошла посмотреть двор. Первое, чему я удивилась, что она в свои 80 лет до сих пор держит двух овечек, а в огороде поспевает картофель. Как она совершенно одна ведет хозяйство?
За столом бабушка рассказала, что с единственным соседом Михайло она так и не разговаривает уже несколько лет. Говорит: «Обижена на него». Все давно с этой горы уехали. Она живёт одна. Иногда приходит Вася, чтоб купить продуктов. Крыша течет, зимой очень холодно, бани давно нет, дрова дорогие. Потом упомянула почтальона, который носит ей пенсию. Пенсию уже несколько лет не повышают, а все продукты стремительно растут в цене.
Бабушка сама не ходит за пенсией, потому что не слышит. Как выше я упомянула, дорога идет через железнодорожный мост, поэтому она боится ходить через него.
Позже мы выяснили, что почтальон ее обманывал. Он забирал разницу повышения пенсии себе, делил ее с сыном ее покойного сожителя. Также бабушку обманывали и с покупками. Когда она давала деньги, чтоб купить продукты или дрова, цену всегда увеличивали. Использовали любую возможность, чтоб «обогатиться» на ее пенсии.
Мои родные долго вели беседы, а мне хотелось подняться на гору и надышаться воздухом. Я встала из-за стола и пошла гулять. Куда бы я не повернулась, было безлюдно и окружали величественные горы. Я стала осознавать, какой силой духа моя бабушка Анна обладает.
Я не переставала восхищаться, как в таком зрелом возрасте с букетом болезней хватает сил и энергии содержать огороды, жить в одиночестве и держать овечек. Самое обидное, что мы и толком не могли с ней поговорить. Я не понимаю украинский (гуцульский) язык, а она русский. Не слышит, что мы говорим. Приходится кричать очень громко, чтоб она смогла услышать.
Вскоре бабушка позвала меня «ЮлЕнка». Я побежала к столу. Она попросила зайти в дом. Я сразу стала рассматривать ее быт. Ощущения были смешанные. Все довольно старое и изжитое. Не было ни холодильника, телевизора. Мне было больно смотреть. Я винила себя, что так мало для нее сделала и очень редко приезжала. Сердце разрывалось. Хотелось с ней радоваться, но в то же время нарастало глубокое раскаяние.
Мы сели на синюю скамейку и тут же она вытащила целую стопку фотографий, которую бережно копила из моих писем. Рассказывала, как часто их вечерами просматривала и вспоминала меня. Позже она пригласила меня в комнату и предложила забрать свои пальто, шерстяные овечьи пледы и фотоальбомы папы. Она готова была отдать все самое дорогое, что у нее есть. Мне очень больно было отказывать ей, так как на самолете все не увезти.
Темнело и нам пора было уходить. Сергей уехал сразу, как только нас привез, поэтому мы собирались идти пешком через мост. Мы ласково попрощались и стали спускаться горы.
Я чувствовала, как бабушка не отрывала от меня глаз. Вдруг слышу «Подождите». Мы резко остановились. Она побежала в огород, сорвала все цветущие цветы и подарила нам с мамой по букету. Слезы текли по моему лицу, осознавая какое большое сердцу у нее, наполненное истинной любовью и светом.
Через пару дней я вернулась в свой город, а мама осталась решать вопросы с полицией по пенсии и выяснять возможности размещения бабушки в доме престарелых.
Об этом я уже рассказываю в следующей статье Одинокая жизнь на Карпатах не сломила силу духа. Часть 2. на моем канале Santa Juli.
Какие ощущения вызвала история? Поделитесь эмоциями и впечатлениями в комментариях. Благодарю.