В Челябинской области между хребтами Большая Сукá и Сулея располагается славный городок Бакал, основанный в далеком 1757 году на месторождениях железной руды. В советское время Бакальские рудники были одной из крупнейших производственных единиц Урала, а добытая руда славилась отменной чистотой и легкоплавкостью.
К середине 60-х годов, когда лимониты были практически полностью отработаны, предприятие «Бакальское рудоправление» начало осваивать сидеритовые руды. Из-за химических особенностей сырья, невозможно было ограничиться карьерным способом добычи. Поэтому в 1967 году для работ на Ново-Бакальском, Средне-Шиханском и Северо-Шиханском месторождении была запущена «Сидеритовая» шахта им. XV съезда ВЛКСМ.
Из-за постепенного снижения спроса на сырье и проблем с финансированием, предприятие не раз было на грани полной остановки. В начале 00-х Бакальское рудоуправление вошло в состав группы компаний «Урал» и, благодаря поддержке инвесторов, добычу в шахте «Сидеритовая» удалось сохранить.
Возможность добраться до рудников появилась аккурат в новогодние праздники. Вся поездка в целом обещала немало интересного! Поселились мы в самом Бакале. Вылазку решили начать ночью, чтобы не привлекать лишнего внимания местных жителей.
Ближе к полуночи отправились в путь до места. Нам был нужен заброшенный ствол, через который можно забраться внутрь. Расстояние до него около километра пешком. Вроде бы, совсем немного. Но все оказалось не так просто. Идти пришлось по колено в сугробах. Все усугублялось ледяными порывами ветра со снегом, который, казалось, залепил абсолютно все. Было чувство, что природа просто решила поиздеваться! Со стороны, думаю, забавно смотрелось: белое полотно снега и несколько бранящихся снеговиков с фонариками. Та еще передряга, мягко говоря!
К счастью, до копра удалось добраться без потерь в команде. Как оказалось чуть позже, плавание в снегу — не самое страшное, что могло быть в тот день. Нам предстояло спуститься вниз по стволу глубиной 130 метров и диаметром около 10. Раньше он был нужен для работы с грузами, а также для аварийного выхода людей. Сейчас он не используется, однако все еще находится под охраной (но когда это нас останавливало?).
Сбоку на стволе расположены клетки с вертикальными металлическими лестницами внутри, а внизу только зловещий туман и бездонная пустота. Вся эта конструкция объединяет сразу несколько горизонтов шахты. Воздух в стволе не теплее, чем снаружи, а особый бонус — освежающие капли воды сверху.
Вначале мы спустились на первый горизонт, где работы уже давно приостановлены. Находится он на глубине примерно 40 метров. Состояние у ходов местами так себе. Где-то есть бетонная опалубка с арками, где-то вообще ничего нет. Протяженность тоннелей огромна, и если свалять дурака, можно легко заблудиться и попасть туда, откуда уже никогда не выйдешь.
На первом горизонте практически не слышно оборудование и людей. Все они находятся гораздо глубже. Мы же находились там, где единственный источник шума (и безобразия) — мы сами. Под ногами талая вода сверху, черт знает что и искореженные рельсы. Попадалась и заброшенная тяжелая техника!
Чуть позже решили спуститься на горизонт ниже (около 80 м). Тут то нас и ждал сюрприз в виде ржавой, полуразобранной конструкции, типа мотодрезины, от которой осталась одна рама с прицепом. На мотодрезинах перевозили материалы и рабочих, а также проверяли целостность путей и устройств связи. Вообще, фабричные мотодрезины выглядят совсем иначе. Но этот чудной агрегат скорее всего был самодельной конструкцией из мотоцикла, переделанным под езду по рельсам.
Вглубь по путям началась рабочая зона. Здесь нас уже вполне могли поймать. Чуть поодаль гудит транспорт, слышен рабочий шум. У нас было некоторое время, чтобы нагуляться, но в итоге мы все же нарвались на охранника, который явно не был рад нашему появлению в его смену. Стало понятно, что прогулка подходит к концу.
Догонялки завершились на первом горизонте, где мы немного отдохнули в укромном месте, прежде чем окончательно выбраться из шахты.
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал.
Дальше будет еще интереснее. Нам нужна каждая подписка.
Это мотивирует нас на дальнейшую разработку публикаций для Вас! Ведь еще столько есть интересного, скрытого и неприступного!
Фото представитель Samaradigg|Urbex: 4utra
Каталогизация: #urbexrussia