Мастер графики и гравюры Мауриц Корнелис Эшер – сын инженера-гидравлика. Он с детства впитывал в себя знания из двух, казалось бы, противоположных областей: точных наук и живописи. Юного художника быстро начинают интересовать парадоксальные ракурсы, иллюзии пространства и обманчивые элементы пейзажа, которые он начал зарисовывать во время своей поездки в Италию в 1922 году.
По возвращению из поездки игра с пространством полностью захватила Эшера. Он пишет целый цикл работ, в которых объемное становится плоским и наоборот (например, «Рептилии» или «Метаморфозы»). Эшер старается увлечь зрителя и заставить его перестать отличать реальность от иллюзии. Он мастерски искажает пространство, и по велению причудливой фантазии лестница, ведущая вниз, вдруг меняет свое направление, а пол становится потолком.
Эшер понимал относительность трехмерного пространства, отмечая: «Наше трехмерное пространство – единственная известная нам реальность. Двухмерное пространство – тот же плод воображения, что и четырехмерное: плоских предметов не существует, даже если это идеально отшлифованное зеркало. И всё-таки мы традиционно считаем плоскими стену или листок бумаги и как ни странно, продолжаем создавать, как это делалось с незапамятных времен, пространственные иллюзии на таких же плоских поверхностях, как вышеупомянутые. Конечно, в этом есть доля абсурда – провести несколько линий, а затем объявить: «Это дом»…».
Одним из главным мотивов творчества Эшера становится лента Мёбиуса – еще один образец относительности пространства.
Что такое лента Мёбиуса? Простыми словами – это лента достаточной длины, концы которой нужно склеить, предварительно перевернув один конец. Таким образом создается эффект парадокса пространства, где пространство превращается в плоскость, а плоскость – в пространство. Считается, что лента Мёбиуса была открыта независимо друг от друга двумя немецкими математиками А.Ф. Мёбиусом (имя которого и получила лента) и И.Б. Листингом (ему повезло меньше) в 1858 году, хотя на самом деле похожий объект был изображен древними римлянами еще в III веке нашей эры.
Как ни странно, графические парадоксы Эшера больше заинтересовали психологов и представителей естественных наук. Их стали изучать в контексте популярных тогда теорий: психоанализа Фрейда, теории относительности Эйнштейна и др. Сам график отмечал: «Стоя лицом к лицу с загадками бытия, осмысливая и анализируя свои наблюдения, я соприкоснулся со сферой математики. Хотя я абсолютно несведущ в точных науках, иногда мне кажется, что я ближе к математике, чем к своим коллегам – художникам».
Новая волна интереса к парадоксам Эшера возникла в 1954 году после выставки его работ в Амстердаме, приуроченной, внимание, к Международному конгрессу МАТЕМАТИКОВ. Его гравюры стали использовать в оформлении изданий фантастической литературы, на плакатах и даже научных трудах.
Творчество Маурица Корнелиса Эшера формально не принадлежало ни к одному из направлений авангардного искусства XX века, но его игра с искажением пространства сближает его идеи с эстетикой сюрреалистов, обожающих головоломки и оптические иллюзии. Кстати, предтечей этой любви стал Джузеппе Арчимбольдо со своими портретами-перевертышами.
Еще о сюрреалистах можно прочитать здесь: Как Фрейд и де Сад стали игральными картами
и здесь: Почему М. Эрнст пригласил Ф.М. Достоевского?
и здесь: Адольф Вёльфли. Гений сумасшествия, или Г.Г. Маркес от живописи