Найти тему

Достопочтенный Хасан приходит в этот мир.

Достопочтенный Хасан приходит в этот мир.
Достопочтенный Хасан приходит в этот мир.

· Кто он - достопочтенный Хасан?

· Рождение достопочтенного Хасана

· Прозвища достопочтенного Хасана

· Внешность Хасана

КТО ОН – ИМАМ ХАСАН?

«О обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью».

Сура «Аль-Ахзаб» («Союзники»), 33:33

«Хасан и Хусейн - предводители молодежи в раю»

хадис

«Того достопочтенного Хасана напоил ядом негодяй,

И Хусейн стал мучеником Кербелы,

Оба они из рода влюбленных Мустафы,

Да буду я жертвой во имя его семьи, его детей,

Да буду я жертвой во имя его рода детей».

Ниязи Мисри

Полное имя достопочтенного Хасана вместе с куньей звучало так: аль-Хасан бин Али бин Абу Талиб аль-Хашими ал-Курайши. Он - один из двух великих в цепочке Ахли Бейт, он - второй имам по счету после ухода нашего Пророка, он из любимых внуков Пророков. Посланник Аллаха называл его «Базилик Пророка» (ароматный цветок), это старший сын Али и Фатимы, он предводитель молодежи в раю, он один из двух людей, чьи потомки продолжили род Пророка. Он - один из четырех, с кем Посланник Аллаха вышел на вызов, брошенный христианами Наджрана. Он из тех, кого Аллах очистил от всякого греха и сделал пречистыми, он из близких, кого Аллах повелел любить. Он - один из двоих бесценных людей, которых послали людям, и если следовать за ним, то можно обрести спасение, а если оставить их путь, то можно сбиться и впасть в заблуждение[1] .

РОЖДЕНИЕ ДОСТОПОЧТЕННОГО ХАСАНА

В связи с рождением достопотченного ХАсана в различных источниках есть следующие предания: Ибн Асир и Ибн Хаджар пишет следующее по поводу рождения Хасана: «Имам

Хасан родился в месяц ша'бан. Есть предания о том, что он родился в 4-й или 5-й год хиджры, самая верная точка зрения, что он родился в третий год хиджры»[2] . 2

Кулейни пишет о том, что Имам Хасан появился на свет во второй год хиджры:

«...Хасан бин Али родился спустя два года после Хиджры (Переселения), в год битвы при Бадре, в месяц Рамадан. Согласно одному из преданий, он родился спустя три года после Хиджры... Он скончался в конце месяца Сафар 49-го года. Когда он умер, то ему было 47 лет и несколько месяцев...»[3] .

«Имам Хасан родился в третий год Хиджры в середине месяца Рамадан в Медине»[4] .

Самые достоверные данные о дате рождения Хасана следующие: достопочтенный

Хасан, первый ребенок Али и Фатимы, появился на свет в 3-й год хиджры в 15

день Рамадана[5] .

Как сообщает Джабир, когда Фатима родила имама Хасана, Пророк приказал завернуть

его в белую ткань. Однако его завернули в желтую ткань. Фатима сказала: «О, Али!

Дай имя ребенку». Али же ответил: «В вопросе имянаречения я не могу обойти

Посланника Аллаха».

Она сразу же пошла к нашему Пророку. Пророк взял в руки ребенка и поцеловал его.

Затем он вложил свой язык в рот ребенка. Ребенок начал всасывать язык Посланника

Аллаха. Затем он обратился к Али и Фатиме: «Разве я не приказал вам завернуть его

в белую ткань?». Он приказал принести белую ткань и завернул его. Он отбросил желтую

ткань. Затем он прочел в правое утро азан, а в левое - икаму. Затем он повернулся к

Али и спросил его: «Какой имя ты ему дал?».

Имам Али сказал: «Я не думал опережать тебя в вопросе имянаречения». На это Пророк сказал: «И я не думаю опередить моего Господа в вопросе имянаречения».

В это время Всевышний Аллах через Джабраиля передал следующие сведения: «У моего Мухаммада родился сын. Спустись к нему и передай ему приветствие. Поздравь его от меня и себя. И скажи ему: «Кем был Харун для Мусы, тем для тебя является Али. Поэтому

новорожденному дайте имя Харуна».

Джабраиль, получивший это поручение, спустился к нашему Пророку и после того, как он поздравил от имени Всевышнего Аллаха и себя сказал ему: «Всевышний Аллах приказал тебе дать этому ребенку такое же имя, как имя сына Харуна».

Наш пророк спросил, каким было имя сына Харуна.

«Его имя было Шуббар», - ответил Джабраиль.

«Но мой язык – арабский», - сказал наш Пророк. «Тогда дайте ему имя Хасан», -

ответил на это Джабраиль.

И наш Пророк дал ему имя Хасан[6] .

Как сообщил также Джабир, наш Пророк об этом сказал так: «Хасану дали имя Хасан.

Потому что небеса и земля на своих местах благодаря милости Аллаха»[7] .

Достопочтенный Пророк на седьмой день после рождения имама Хасана собственноручно

совершил жертвоприношение по этому случаю. Когда он совершал жертвоприношение, то

сказал следующие слова: «Я приношу жертву именем Аллаха ради Хасана. О, Аллах, пусть

его кости окрепнут костями этой жертвы, пусть он обрастет мясом этой жертвы,

наполнится кровью этой жертвы, пусть его волосы вырастут после этой жертвы. О, Аллах,

Сделай его защитником Мухаммада и Ахли Бейт!».

После этих слов он подарил часть жертвенного животного повитухе. Рассказывают, что ей

подарили баранье бедро. Затем часть жертвенного животного раздали соседям.

Затем наш Пророк сбрил волосы с головы имама Хасана. Он взвесил волосы и по их весу раздал в качестве милостыни листки золота»[8] .

В «Уйун'ул Ахбари'р-Риза» говорится следующее:

«Госпожа Захра дала повитухе баранье бедро и динар»[9] .

В других источниках же нам встречаются следующие предания, связанные с рождением Хасана:

«Достопочтенный Хасан был первенцем для его матери и отца. Сразу же после рождения Посланник Аллаха (С) взял его на руки и прочитал азан на правое ухо и икаму - на левое. Затем в честь его рождения он принес в жертву барашка. Он сбрил его волосы и по их весу раздал серебро беднякам.

Он приказал умастить голову ребенку геранью для приятного запаха. И с того момента появился обычай,

когда за ребенка приносят жертву (акика) и раздают милостыню по весу его волос.

Пророк дал ему имя, которое в период невежества не использовалось. И куньей его стало Абу Мухаммад. После этого у него не было других кунье»[10] .

ПРОЗВИЩА ДОСТОПОЧТЕННОГО ХАСАНА

У него было достаточно много прозвищ. Мы можем их перечислить следующим

образом: Сыбт (внук), Сайид (предводитель), Заки (чистый), Муджтаба (Избранный)

и Таки (богобоязненный). Иногда это Вали и Таййиб. Все это было сказано о нем.

Самым распространенным его прозвищем было Таки.

Но самым почетным и самым подходящим для него было прозвище, которое ему дал наш Пророк. Как передают надежные собиратели хадисов и передатчики, о нем наш Пророк сказал: «Этот мой сын - Саййид». Согласно этому, самое почетное прозвище Хасана - Сеййид[11] .

Передают слова супруги дяди нашего Пророка Аббаса - Умму'л Фадл: «Я сказала Пророку:

«О, Посланник Аллаха, во сне я увидела, что часть твое тела оказалась в моих объятиях».

Он ответил мне следующее: «Ты увидела добрый сон. Фатима родит сына и уход за ним выпадет тебе».

И действительно, когда Фатима родила Хасана, наш пророк передал его для присмотра Умму Фадл, которая увидела сон. Она же дала ему в кормилицы Куссам бинти Аббас[12] .

ВНЕШНОСТЬ ХАСАНА

Достопочтенный Хасан внешне очень походил на своего деда[13] . И он настолько был

похож, что однажды Абу Бакр, когда вышел после предвечерней молитвы и шел вместе с Али, увидит среди играющих детей достопочтенного Хасана. Абу Бакр возьмет его на плечи и прочтет поэтическую строку: «Да будут жертвой во имя тебя мой отец о тот, кто похож на Пророка и не похож на Али»[14] .

Джухайфа говорит: «Я из тех, кто видел Посланника Аллаха. Хасан бин Али похож на него».

Сподвижник Анас также говорил: «Никто так не похож на нашего Пророка, как Хасан бин Али»[15] .

Умайр бин Исхак рассказывает следующее: «Я увидел, как Абу Хурайра встретился с Хасаном бин Али. Он ему сказал так: «Подними рубаху, чтобы поцеловал место, которое целовал у Посланника Аллаха».

Имам приподнял рубаху. И Абу Хурайра поцеловал тело достопочтенного Хасана»[16] .

Лицо и фигуру достопочтенного Хасана описывают следующим образом:

«Его кожа была белой с красным оттенком. У него были большие черные глаза, широкощекий, его грудь была покрыта тонкими волосами. Он был обладателем густой бородой. Волосы его были до мочек ушей. Его шея сияла словно серебряный кувшин. Суставы были крупные. Он был широкоплечим, среднего роста. Ни длинным, ни коротким. Он был красивым, был одним из обладателей приятного и красивого лица.

Он красил волосы и бороду в черный цвет. У него были вьющиеся волосы. Они не были длинными и растрепанными. Он обладал прекрасным телосложением»[17] .

Никто так не походил на Посланника Аллаха своей внешностью, нравом, телосложением, щедростью и заботой как он.

Его описывали так: «Цвет его лица - белое с розовым оттенком, глаза черные, щеки ровные, борода густая, волосы волнистые, шея белая, органы тела симметрично расположены, широкоплеч, кость крупная, стан стройный, ноги его были ни короткими,

ни длинными. Он был ни высоким, ни коротким. Его лицо было одним из лучших лиц».

Васил бин Ата говорил так: «Хасан бин Али обладал лицо пророков и светом царей»[18] .

Др. Хайдар Баш

[1] Лидеры истинного пути, имам Хасан, Собрание Ахли Бейт, с. 22

[2] Ибн Асир, Усду’л-ГабаGâbe, II, 10; Ибн Хаджар аль-Аскалани, Тахзибу’т-Тахзиб, т. II, с. 296

[3] Кулайни, аль-Кафи, т. 1, с. 837

[4] Кашфу’л Гумма, т. 1. с. 514; Бихару’л Анвар, т. 44, с. 136; аль-Авалим, ал-Имам’ул Хасан, с. 13

[5] аль-Иршад, Шейх Муфид, с. 169; Тариху'л Хулефа, Суюти, с. 188

[6] Маани’л Ахбар, с. 57; Илалу’ш-Шараи, с. 138; Бихару’л Анвар, т. 43, с. 240, Хадис номер: 8

[7] аль-Манакиб, т. 3, с. 166

[8] аль-Авалим, с. 20, 22; передано от аль-Кафи, т. 6, с. 33

[9] Уйун’у Ахбари’р-Рыза, т. 2, с. 45

[10] Мир Имама Хасана, с. 38, 39

[11] Предводители божественного пути, с. 58

[12] ал-Авалим, с. 23; передано в «Бихару’л Анвар» т. 43, с. 242 и 255; ал-Ададу’л Кавиййа (рукопись) с. 5; Кашфу’л Гумма, т. 1, с. 523

[13] Тирмизи, Манакиб, 31

[14] Бухари, Фадаилу’л-Асхаб, 22

[15] Кашфу’л Гумма, т. 1, с. 522; аль-Манакиб, т. 3, с. 165; передано в Сахих-и Тирмизи

[16] Муснад-и Ахмад, т. 2, с. 427 и448; аль-Муджаму’л Кабир, т. 3, с. 19; Мустадрак-и Хаким, т. 3, с. 168; Сийар-у А’лам’ун-Нубала, Захаби, т.3

[17] Кушфу’л Гумма, т. 1, с. 525; аль-Авалим, с. 30

[18] Мир Имама Хасана, Устад Али Йасин, с. 39

Источник: Др. Хайдар Баш. "Достопочтенная Фатима (а.с.)"

Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)" ,

Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"