В 1924 году вышел советский фильм, который положил начало отечественной кинофантастике. Это была экранизация романа Алексея Толстого «Аэлита», чёрно-белая немая лента, пропитанная духом конструктивизма и с массой спецэффектов (по меркам начала двадцатого века). Снял её Яков Протазанов, сейчас уже классик кино, и не только российского но и мирового. Увлекаться необычными съёмками он начал намного раньше. Ещё в его картине, тоже немой, «Пиковая дама», выпущенной в 1916 году, впервые двигалась камера.
Это было феноменальным новаторством и где-то даже операторской дерзостью, однако сделало картину необычной и передовой и, конечно, удивило и привлекло зрителей.
Второе десятилетие прошлого века спокойным не назовёшь. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война взбудоражила людей, в 1916 атмосфера уже накалилась донельзя.
Протазанов отчётливо понял, что именно сейчас нужно сделать историю захватывающую, интригующую, где будет яркий герой, попадающий в сомнительные условия.
«Пиковая дама» сюда подходила как нельзя лучше: это одно из самых известных произведений Пушкина, здесь есть интрига, даже какая-то мистика, здесь есть прозрачные намёки на вечные и ложные ценности, которые в десятые годы начали перемешиваться, видоизменяться, сдвигаться. Впоследствии, кстати, расчёт режиссёра оправдался: картина определённо вышла в своё время.
Над экранным Германном Протазанов долго не думал. Он сразу знал, что отдаст роль Ивану Мозжухину, ярчайшей кинозвезде тех времён. Протазанов и Мозжухин уже много работали вместе и отлично понимали друг друга.
Именно у Протазанова Мозжухин сыграл лучшие, по мнению многих критиков, роли:
Германна в «Пиковой даме» и князя Касатского, ставшего отцом Сергием в ленте «Отец Сергий» 1918 года. Кстати, всего лишь через четыре года, в 1920, российская звезда немого кино Иван Мозжухин покинет страну и переберётся в Париж, а в середине двадцатых отправится покорять Голливуд.
Сниматься он будет ещё полтора десятка лет, и в Америке, и в Европе, но, увы, такой же славы в кино больше не достигнет.
Впрочем, известность Ивана Мозжухина не ограничивалась лишь кинематографом. Есть версия, что именно он был отцом французского писателя Ромена Гари, родившегося в Вильнюсе. Гари был не чужд мистификациям, писал под двумя именами и в обоих случаях преуспел. Мало того, он умудрился получить литературную премию братьев Гонкуров дважды, хотя её никогда не вручают повторно! Сейчас нельзя сказать наверняка, кто запустил слух о родстве Мозжухина и Гари и действительно ли они отец и сын. Но вполне возможно, что талант перевоплощения Ромену и в самом деле подарил неофициальный отец Иван Мозжухин.
Самое удивительное, что писателя Ромена Гари, родиной которого была Российская империя, у нас никогда не экранизировали,
и лишь недавно появилась лента «Гражданин и голубь», сделанная в очень необычном формате. Это кинокнига, которую будто одновременно читаешь и смотришь, достраивая текст любопытными иллюстрациями. Вполне в магическом духе самого Ромена Гари и даже отчасти Ивана Мозжухина, ведь лента рассказывает о нашей стране, пусть и чуть более позднего времени.
А вот на роль героини претендовало очень много молодых актрис. Протазанов отсмотрел несколько десятков претенденток, но в итоге выбор пал на начинающую исполнительницу из МХАТа Веру Орлову. По задумке режиссёра, юная Лиза должна была стать полной противоположностью мрачноватому Германну, и как раз поэтому
нужна была актриса не просто привлекательная, а пышущая жизнью, завораживающая зрителей распускающейся молодостью.
Для Веры Орловой роль Лизы стала прорывной, а сама актриса её очень ценила и позднее говорила, что играла героиню с трепетом.
Оператором «Пиковой дамы» оказался ещё один давний соратник Якова Протазанова - Евгений Славинский. Именно Славинский придумал снять камеру со штатива и двигать её. Раньше камера была едва ли не самым главным на площадке: на неё ориентировались артисты, а кадр выстраивался так чтобы действие происходило непосредственно перед объективом. Славинский же решил показать действие с другой стороны: глазами героя. Прежде зрители видели происходящее со стороны, будто на театральной сцене, а Славинский прокатил камеру по комнатам, перевозя по анфиладе. И получилось, будто
зрители смотрят на эту анфиладу глазами Германна, идут вместе с ним по помещениям, а не просто пассивно наблюдают.
Весной 1916 года «Пиковая дама» вышла в России, а через полтора года - за рубежом. Зрителям картина понравилась, а вот критики её разнесли, и в первую очередь - за те самые спецэффекты, которые, как им казалось, разрушают саму историю. Впрочем, агрессия тогдашних профессионалов от кино не помешала ни успеху, ни долгожительству «Пиковой дамы». Сейчас фильм входит в число шедевров кино российского и мирового.
А как вы относитесь к экранизациям? Возможно ли вообще полноценно перенести написанное писателем на экран или рассказ, повесть или роман и экранизация - это всё-таки два разных произведения, пусть и на одну тему и с одними героями?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296