На днях я стала свидетелем ситуации, о которой не смогу промолчать. В общем-то ничего необычного: учитель заставила девочку второклассницу вытереть краску, которую та не разливала.
Все детские попытки доказать свою невиновность и слёзы только ещё больше разозлили педагога и последующие минут десять девочка вынуждена была выслушивать нотации о том, какие «они все безрукие и ничего им доверить нельзя».
Меня эта ситуация сильно задела. Девочку получилось успокоить далеко не сразу. Мы долго беседовали с ней о том, что взрослые тоже могут ошибаться. При этом у меня не было цели доказать, какая я замечательная на фоне той «злой» учительницы. Я искренне всеми силами старалась оправдать действия учителя.
Параллельно я вспомнила ситуацию из своего детства, когда я также тщетно старалась доказать преподавателю, что не брала тетрадь с её стола, чтобы исправить ошибку. Мне так и не поверили.
Эту историю я помню до сих пор. Я давно её проработала, избавилась от обиды, оправдала для себя поступок педагога, поняла её и простила. Но ведь прежде, чем я это смогла сделать, ощущение острой несправедливости много лет портило мне жизнь.
Помню это ощущение, когда я будучи восьмилетней девочкой-отличницей с того момента потеряла веру в справедливость. После той ситуации я перестала рассказывать о своих проблемах взрослым, перестала обращаться к учителям за помощью.
А ведь я тогда была (как и та девочка с которой начался мой рассказ) – ученицей начальных классов. Это как раз тот период, когда учитель для ребёнка имеет авторитет и особое значение . Это позже подростку будет без разницы, что о нём скажут взрослые, но сейчас каждое слово учителя – закон и эталон правды. Ребёнок верит всему, что сказал педагог. И если последний сказал, что учащийся глуп, в это верится легко и надолго, разубедить ребёнка в этом очень проблематично.
Причин такого поведения взрослых много, начиная от плохого настроения с возможностью сорваться на беспомощном ребёнке и заканчивая полным отсутствием педагогической чуткости.
Справедливости ради хочу заметить, с детьми бывает очень трудно. Даже с самыми хорошими. Случается, что невозможно сдержать собственные эмоции, переходишь на повышенный тон разговора и совершаешь много глупых ошибок в состоянии сильного эмоционального порыва. И каждый из нас имеет на это право – принять все меры, но поступить так, как получилось.
Только дело не в этом. Что мешает после всего неправильно совершённого ситуацию разрешить? Почему так сложно перед ребёнком извиниться? Хорошо, если рядом с ним окажется другой взрослый, способный всё объяснить, избавив маленького человека от излишней ответственности и необходимости обвинять себя. А если нет? И чаще всего дети такого взрослого не находят.
В беседе с родителями я всегда говорю: нашим детям не сильно нужен наш совет, им не интересно знать, как поступают «хорошие дети». Им необходимо быть услышанными без осуждения , принятыми безоговорочно и понятными, несмотря на все ошибки и промахи.
Когда этот самый важный этап пройден, можно переходить к рассказам о том, какими были мы в их возрасте и о том, как надо было поступить. В этом случае ребёнок услышит нас.
Пишите в комментариях, какие ситуации из детства заставляют переживать до сих пор. Обсудим.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.
#воспитание детей #воспитание #полезные советы #дети #общение