Дорогие читатели!
Хочу поделиться с вами одной историей из жизни. Лично у меня, когда я впервые её услышала от подруги-однокурсницы, перехватило дух. Речь пойдёт об её отце. Для меня он тогда и сейчас остаётся уникальным человеком. Хотя с психологической точки зрения – это норма. Норма психологического здоровья. Но учитывая реалии нашей российской жизни, а тем более условия советской эпохи, на время которой пришлась молодость героя моего повествования, его решимость и целеустремленность воспринимаются как подвиг.
⠀
Итак, представьте себе молодого мужчину 75-ти лет. Да, да, это не опечатка. Кроме как молодым язык не поворачивается его назвать по-другому. По понятным причинам не называю его настоящего имени, а даю псевдоним – Левтер.
⠀
Жил себе, не тужил прекрасный юноша Левтер в любимой солнечной Грузии. Родился он в многодетной семье седьмым ребёнком. Всего детей было 11! Рос очень спортивным и активным. Его страстью был футбол. Поэтому детское увлечение постепенно перерастало в профессию. Учёба на спортфаке сопровождалась ежедневными усиленными тренировками.
⠀
Но кто-то или что-то свыше решили, что наиболее полно Левтер реализует себя совершенно в другой области. А т.к. без футбола он не мог прожить и дня, то пришлось организовать ему травму. Порой и правда получается так, что череда казалось бы нелепых случайностей приводит нас к самим себе в том случае, если мы сами не до конца осознаем с какой миссией пришли в этот мир.
⠀
Так вот, судьбе или случаю было угодно, чтобы наш Левтер повредил коленные связки во время тренировки так, что восстановить их медицина 70-ых годов прошлого столетия не могла. Так футбольная карьера игрока Левтера закончилась, не успев начаться.
⠀
Только на секунду представьте, каким потрясением это оказалось для горячего грузинского парня, настоящего джигита, у которого кровь кипела. Своей неудержимой энергией он заполнял весь стадион вместе с трибунами зрителей. Немногословный. Но мог посмотреть так, что прожигал насквозь. Этот взгляд и по сей день его визитная карточка. Огонь!
⠀
Возвращаюсь к тому трагическому событию. Для него это было похоже на то, как если бы гордого и независимого горного орла поймали и посадили в клетку. Лишили движения, удовольствия от парения, забрали свободу.
⠀
Неизвестно, какое было бы продолжение у этой истории, но жизнь порой покруче любого триллера захватывает дух. Прошло какое-то время. Левтер получил рабочую специальность и начал трудиться на новом поприще, но внутри ничего не отзывалось, эмоции как будто заморозились.
И вот в один прекрасный день он знакомится с прекрасной девушкой из Сибири – Надеждой. Она оказалась врачом. В Грузию приехала в отпуск по путёвке. И как вы думаете, что же произошло? Нет, она не оказалась хирургом или травматологом. И нет, она не «починила» ему колено чудесным образом. У них возникло прекрасное чувство взаимной влюбленности!
Но отпуск закончился и она уехала в холодную Сибирь. Они переписывались какое-то время, пока не поняли, что влюбленность переросла в любовь. И Левтер поехал к своей возлюбленной. Снова только представьте себе, что значит для коренного жителя юга поехать в Сибирь! Добровольно. Да не просто поехать, а переехать! И не просто переехать, а сделать этот шаг в 34 (!) года!
В советскую эпоху это была практически предстарость я бы сказала. Согласно общественным стереотипам считалось, что к этому возрасту советский гражданин должен укорениться в своей профессии, семье, месте жительства, буквально прорасти корнями во всём этом как старый дуб. А тут такой дерзкий поступок!
Но разве Левтер не джигит с горячей грузинской кровью? В свои 34 года он переезжает из Грузии в Сибирь и женится на Наде. И вот тут – внимание! Он настолько проникся её историями и рассказами из лечебной практики (а возможно и невылеченная до конца травма тоже оказала своё влияние), что решил поступать в медицинский институт на лечфак.
Для тех, кто не знает: заочной формы обучения на этом факультете нет. И вот здесь очень важный психологический момент. Может, кто-то узнает в нём себя, проведёт параллель со своей историей и это окажется своего рода поддержкой для того, чтобы утвердиться в своём решении и не отказаться от него, когда понимаешь, что всё твоё окружение против.
Левтер внутри себя принял окончательное решение о поступлении и на радостях написал письмо родным (домашний телефон в те годы был огромной редкостью), в котором объявил о своём намерении. Надеюсь, никому не надо объяснять, каких размеров грузинская семья? Так вот, НИКТО, НИ ОДИН «родной» человек его не поддержал. Он не получил в ответ ни одного ободряющего слова. Напротив, все крутили пальцем у виска, кричали оскорбительные слова вдогонку. Они ранили даже на расстоянии в тысячи километров. «Не сходи с ума!» – было, пожалуй, самое безобидное.
Я повторюсь, это был Советский Союз. Идти против системы было чревато, было небезопасно, цена такого выбора могла оказаться слишком высокой. Но дело в том, что Левтер был просто очень здоровым и сильным человеком во всех смыслах. И я сейчас не про колено.
Он был психологически здоровым человеком в первую очередь. И он держал свою линию. Линию своих желаний, своих планов, своего «Я», линию своей жизни. И опирался на себя, на свои внутренние опоры, которые сформировались то ли в совсем раннем детстве, то ли во время тренировок, этого я не могу утверждать. Эти опоры держали его не только физически, но и психологически, помогая укреплять жизнестойкость и веру в себя. Проще говоря, психика таких людей представляет собой стабильную железобетонную конструкцию на прочном фундаменте, а не соломенный домик.
Левтера ждало ещё одно препятствие, которое он принял как вызов. В приёмной комиссии ему сказали, что существует возрастное ограничение при поступлении. И 34 года – это крайний возраст. Т.е. у него был только один шанс поступить в то лето. И снова со всех сторон «добрые» люди кричали: «Ты не поступишь!», «Нечего и пытаться!», «Ты уже слишком стар для учёбы!» и т.д.
С русским языком у него и правда были трудности. А сочинение нужно было писать конечно же не на грузинском. Но в него верила Надя, Надежда. Любила и верила. И её любви и веры хватало, чтобы после приёма в поликлинике и беготни по вызовам пациентов работать, говоря современным языком, репетитором мужа по русскому языку.
И наш Левтер поступил! Иначе и быть не могло! Поступил вопреки всем, но благодаря своей жгучей страсти и чёткому пониманию, чем он хочет заниматься, какому делу жизни хочет посвятить себя. Так грузинский футболист в 34 года стал студентом Сибирского медицинского института. Параллельно они с Надеждой родили дочку, а затем сына, которого назвали в честь знаменитого аргентинского футболиста.
И вот 6 лет учёбы позади. Выпускной. Вручение дипломов. Когда ректор назвал фамилию Левтера и он встал, чтобы идти на сцену, весь зал встал вместе с ним. Встали все выпускники, преподаватели и сопровождали его длительными аплодисментами. Здесь я неудержимо реву сама, представляя эту картину и преклоняясь перед этим мощным и красивым во всех смыслах Человеком.
Не буду описывать весь его дальнейший профессиональный путь. Я хочу лишь донести мысль о том, что психологически здоровому человеку плевать на то, что о нём говорят и думают другие; плевать – поддерживают его или осуждают. Он знает, чего он хочет и просто идёт к цели, невзирая на препятствия и кособокие шаблоны общества или политического строя.
В 61 год Левтер переехал жить и трудиться в Сочи. Он очень любит садоводство и его «достали» невызревающие в сибирском климате помидоры. Добавлю, что он ни на один день не бросал свою любимую работу по призванию, а работает он врачом «скорой» помощи. В 71 год он попробовал переехать в Москву, а затем в Санкт-Петербург, но эти города не пришлись ему по душе.
Но он попробовал! Попробовал, а не мучился сомнениями: подойдет – не подойдет. Просто собрал дорожную сумку и поехал в разведку. Не понравилось. Вернулся в Сочи.
Сейчас ему 75 лет. Он с удовольствием продолжает трудиться в службе неотложной помощи. А это не спокойно-размеренная работа врача в кабинете поликлиники. Это экстремальные ситуации, в которых промедление с принятием верного решения может стоить жизни пациенту. Ситуации, в которых требуется молниеносная реакция врача.
Кроме того, он строит дом из кирпича и держит 3 (три!) сада, один из которых расположен высоко в горах. У него нет транспорта и все расстояния он преодолевает пешком. Вы пробовали в 40-ка градусную жару подняться на 4 км в гору? С провизией, водой и садовым инвентарём? Без комментариев.
В качестве физкультразминки он с резвостью тигра лазает на высокие деревья, собирает урожай яблок и инжира. Ведь больше в его окружении смельчаков нету, поэтому приходится самому. Увлекается дендрологией, прививает деревья (и не только в своих садах).
С лёгкостью читает наизусть целые страницы из «Витязя в тигровой шкуре» на грузинском! Помнит имена-фамилии-отчества ВСЕХ своих преподавателей.
Боже, а какое вино он ставит! Про аджику его приготовления лучше промолчу, это отрыв всех вкусовых рецепторов.
Вот такой необыкновенно-обыкновенный психологически здоровый молодой человек, с которым я имела счастье познакомиться в свои студенческие годы.
P.S. Фотографию по понятным причинам тоже выложить не могу, но уверяю вас, что это седой, загорелый, поджарый, мускулистый красавец с дерзким взглядом джигита. Глаз не оторвать! Никому не устоять.
Психолог Катерина Арефьева