Начало см:
Часть1 Длинный, зеленый, пахнет колбасой...
Часть 2 История татар, Золотая Орда и кризис этнической идентичности
Актуализированный властной элитой и национальной интеллигенцией дискурс национального самоопределения в поле политики выражался как борьба за суверенитет. Последний, будучи категорией из сферы политики, приобрел в Татарстане в период подъема национализма статус национального символа и стал стержнем символической политики республиканской элиты. В качестве символа и ценности понятие суверенитета было мобилизовано национальной интеллигенцией, которая тяжело переживала периферийное положение национальной культуры и исчезновение татарского языка практически из всех сфер публичной жизни, что воспринималось как проявление неравенства с этническим большинством – русскими. «Незащищенная этничность» в формируемом в тот период дискурсе национального самоопределения апеллировала к своей, национальной государственности, гарантирующей ее защиту. В связи с этим становится актуальным значение исторического контекста. Одной из стержневых составляющих дискурса становится тема былой государственности татар.
Тема завоевания Иваном Грозным Казанского ханства и потеря собственной государственности звучала как в выступлениях национальной интеллигенции на митингах и собраниях, так и на страницах прессы. Так, одним из главных компонентов национального самосознания татар писатель С. Шамси назвал «чувство государственности и чувство исторической правоты народа, защищавшего свою независимость». Память о былой государственности татарского народа силами гуманитарной и творческой интеллигенции была институционализирована празднованием Дня памяти (Хәтер көне) татар – защитников Казани, погибших во время штурма города Иваном Грозным, собиравшим в день празднования (15 октября) в 1990-е годы тысячи людей. Цепочка исторической преемственности, выстроенная татарским историком и теологом XIX в. Ш. Марджани, дополнилась преемственностью государственности Казанского ханства и Татарстана. Былая государственность татар интерпретировалась национальной интеллигенцией и официальной властью в качестве основы самодостаточного современного национального государства, в рамках которого нация имеет возможность воспроизводить свой жизненный уклад и сохранять свою культуру. Эта идея поддерживалась как участниками национального движения, так и официальной властью. Так, М.Ш. Шаймиев заявлял:
«Здесь нет дискриминации, но это и государство татар, так как здесь живет самая большая часть татарского населения. Где же еще быть такому государству? Или этой нации не позволено его иметь и устраивать житье-бытье по своему разумению?»
Ведущая роль в реализации злободневных вопросов была за властной элитой. Реальные властные полномочия, ее легитимность в диалоге с Москвой, способность контролировать ситуацию и нести ответственность; опыт партийной работы в сочетании с умением аккумулировать идеи пользующихся массовой поддержкой общественных сил, позволили команде М.Ш. Шаймиева провести свое видение: добиться экономической самостоятельности; нейтрализовать радикальные проявления национализма и заложить основы республиканской культурной политики, направленной на выравнивание статусов русской и татарской культур и языков. Говоря об этом, нельзя обойти вниманием влияние личностного фактора: политические способности первого президента РТ М.Ш. Шаймиева в сложных условиях противостояния разнонаправленных общественных сил. Отсутствие яркой харизмы компенсировалось в нем политическим чутьем, личностными качествами, сочетающими: решительность и твердость с чуткостью и пониманием конъюнктуры текущего момента; учет специфики многокультурного региона; умение договариваться и налаживать отношения; нарабатывать и использовать кредит доверия. Так, один из экспертов в интервью отмечал: «Сейчас М. Шаймиев во многом наши отношения строит на связке доверия Шаймиев – Ельцин. А если кто-то уйдет, возникнут новые проблемы ».
Важным качеством политика явилось и его умение интегрировать политически активных интеллектуалов, лидеров разнонаправленных общественных движений республики. Так, в августе 1990 г. М.Ш. Шаймиевым в Казанском Кремле было организовано собрание по вопросу принятия Декларации о государственном суверенитете республики с приглашением представителей общественных организаций, научного сообщества, активистов, представлявших различные слои населения. Актуализация этничности обусловила его обращение к татарским гуманитариям – историкам, этнографам, творческой элите.
Таким образом, апелляция элитных групп к усилению своей государственности в 1990-е гг. имела две мотивации. Первая была связана с переделом властных и экономических ресурсов для решения внутриреспубликанских проблем социально-экономического развития. Вторая - касалась непосредственно интересов возрождения этнической культуры и языка татар. Государственность татар понималась как необходимое условие для создания законодательной базы и проведения культурной политики для сохранения и развития как татарского языка, так и других языков и культур народов республики.