Найти тему
Fantasy box

Эффект присутствия

Сначала я увидел эту картину Луи Давида в Лувре. Она впечатлила своим величием и масштабом (что говорить и сам музей очень огромен и временами кажется бесконечным). Тогда я снова открыл для себя этого художника, его необычную игру света, мягкие краски, сближенные теплые оттенки цвета и какой-то неповторимый "прозрачный" стиль. Потом я узнал, что у этого полотна существует авторская копия, причем любопытно как появляются легенды: якобы она была написана по просьбе Наполеона, но без матери императора (она по центру картины), с которой у Жозефиной были не очень хорошие отношения.

"Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года"(1805-1808), Луи Давид.
"Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года"(1805-1808), Луи Давид.

На самом же деле одного американского предпринимателя так поразила картина, что он заказал Давиду реплику. И несмотря на то, что художник начал писать её сразу же, завершил работу только в 1822 году, находясь в эмиграции после краха Наполеона. В середине ХХ века вторая картина вернулась во Францию где поместили её в Версаль, а разница в них только в том, что на копии платье сестры Императора розового цвета,

А потом мне посчастливилось познакомится с работой замечательного французского фотографа Вилли Рони "Воскресный день в Лувре". И она снова открыла для меня эту картину, то как другой гений, другого творческого жанра поместил своих современников в Нотр-Дам на коронацию Императора. Черно-белое изображение с повышенной контрастностью почти убрало различие между людьми века XIX и ХХ. Зритель слово ребенок маленького роста стоит на цыпочках за спинами людей дабы хоть одним глазком увидеть как Наполеон возложит на Жозефину корону.

Willy Ronis. Un Dimanche au Louvre. 1968
Willy Ronis. Un Dimanche au Louvre. 1968
  • Интересно, что в 1810 году художник Луи-Леопольд Буальи написал картину "Публика смотрит "Коронацию" Давида в Лувре"

Есть масса подобных работ, например много похожих фотографий с "Явлением Христа народу" Александра Иванова, но в них часто фотограф пытается запечатлеть всю картину, а не фрагмент. Из-за чего нет плотности людей в изображении. Часто они цветные из-за чего заметно, что это современный зритель находится в Третьяковке. Здесь же отсутствие рамы, ракурс чуть-чуть ниже уровня глаз и максимально удачный момент экскурсии с сидящими людьми на переднем плане создают неповторимый эффект присутствия.