Критический анализ любого текста - описания из учебника истории.
(На предмет доверия к этому тексту, его понимания, отношения к нему).
1. Анализ текста до чтения.
1. 1. Анализ текста - профессиональный ученый - историк, журналист, публицист, писатель, политик и т.п. - насколько глубоко он может знать источники, интерпретацию.
1.2. Цель создания текста - к кому он обращен, какие задачи может ставить перед собой автор. Примеры: поделиться результатом своего исследования, - развлечь читателя, использовать исторический сюжет как аргумент для формулирования определенных идей.
2. Анализ текста во время чтения.
2.1. Логический анализ.
-Выделение внутри текста фактов (со ссылкой или без ссылки на источники) и выводов - обобщений - установление связей между ними.
- Соотнесение с известными читателю фактами и выводами за пределами этого текста - нахождения отличий, поиск объяснения им в тексте.
- Согласие или несогласие с авторской логикой.
2.2. Оценочный анализ. Выделение в тексте оценок событий, их аргументации, согласия или несогласия с автором.
3. Анализ после чтения: интерпретация идеи текста - отношения к ней.
Итоговое сочинение как форма контроля предполагает:
- Работу с массивом текстом по литературе: формулирование смыслов произведений, поиск примеров, сопоставлений, аргументации
- Проверку умений продуктивного чтения, его анализа, синтеза, умения привлекать необходимые примеры из разных областей, в том числе из истории, обществознания.
- Проверку умений правильно формулировать свои мысли, делать обоснованные выводы, приводить собственные аргументы, подкрепленные примерами из разных областей.
- Проверку умений грамотного владения письменной речью.
Д.Ю. Беличенко, учитель литературы в онлайн - школе "СОтворчество", эксперт ЕГЭ, член Союза журналистов.