Найти в Дзене

Технология продуктивного чтения в начальной и основной школе. 4 часть.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Критический анализ любого текста - описания из учебника истории.

(На предмет доверия к этому тексту, его понимания, отношения к нему).

1. Анализ текста до чтения.

1. 1. Анализ текста - профессиональный ученый - историк, журналист, публицист, писатель, политик и т.п. - насколько глубоко он может знать источники, интерпретацию.

1.2. Цель создания текста - к кому он обращен, какие задачи может ставить перед собой автор. Примеры: поделиться результатом своего исследования, - развлечь читателя, использовать исторический сюжет как аргумент для формулирования определенных идей.

2. Анализ текста во время чтения.

2.1. Логический анализ.

-Выделение внутри текста фактов (со ссылкой или без ссылки на источники) и выводов - обобщений - установление связей между ними.

  • Соотнесение с известными читателю фактами и выводами за пределами этого текста - нахождения отличий, поиск объяснения им в тексте.
  • Согласие или несогласие с авторской логикой.

2.2. Оценочный анализ. Выделение в тексте оценок событий, их аргументации, согласия или несогласия с автором.

3. Анализ после чтения: интерпретация идеи текста - отношения к ней.

Итоговое сочинение как форма контроля предполагает:

  • Работу с массивом текстом по литературе: формулирование смыслов произведений, поиск примеров, сопоставлений, аргументации
  • Проверку умений продуктивного чтения, его анализа, синтеза, умения привлекать необходимые примеры из разных областей, в том числе из истории, обществознания.
  • Проверку умений правильно формулировать свои мысли, делать обоснованные выводы, приводить собственные аргументы, подкрепленные примерами из разных областей.
  • Проверку умений грамотного владения письменной речью.

Д.Ю. Беличенко, учитель литературы в онлайн - школе "СОтворчество", эксперт ЕГЭ, член Союза журналистов.