Найти тему
Владимир Кири

Китайско-яванский театр теней ваянг. Рассматриваем персонажей

Оглавление
Внешний вид персонажей китайско-яванского театра ваянг. Ресурс: https://chc.ft.ugm.ac.id/mengenal-sejarah-seni-wacinwa-wayang-kulit-cina-jawa/
Внешний вид персонажей китайско-яванского театра ваянг. Ресурс: https://chc.ft.ugm.ac.id/mengenal-sejarah-seni-wacinwa-wayang-kulit-cina-jawa/

В 20-х годах в Джокьякарте появилась новая форма плоских кукол-марионеток, сделанных из буйвола кожи, но в китайском стиле. Случилось это благодаря перанаканский художником Ган Тхван Синг ( Gan Thwan Sing ,1885 - 1966), который написал театральные пьесы по китайским народным сказкам и легендам. Персонажи ваянг китайско-яванского происхождения имеют как китайское обличие, то есть они приближенные к китайским теневым марионеткам: пиинси ), так и внешность плоских традиционных яванских кукол – ваянг кулит пурва.

-2

Представления китайско-яванского театра ваянг построена по принципу яванских теневых кукольных спектаклей в сопровождении с гамеланом – музыкальным оркестром. Сцены начинаются и сменяют друг друга также, как и в яванском театре теней, здесь тоже во время представления используются гунунган или гора, которая выполняет функцию и горы, и ветра, и т.д. Формы мифологических животных, например, лев; а также оружия, флагов, поездов, кораблей, семейных реликвий, домов и др.

-3

Таким образом, куклы, созданные Ган Тхван Сингом, как и сами представления – это результат культурной ассимиляции, когда культура Китая успешно ассимилировалась с яванской культурой, тем самым обогатив искусство ваянга на архипелаге.

-4

Ган Тхван Синг сделал огромный вклад в развитие китайско-яванского театра ваянг. Можно даже сказать, что именно Ган Тхван Синг является основоположником стиля китайско-яванского театра в Индонезии.

-5

Именно он писал пьесы для представлений, которые активно формировались на протяжении почти четырех десятилетий – с 1920-х по 1960 год (Ган Тхван Синг умер в 1966 году).

-6

Помимо Джокьякарты и ее окрестностей, представления получили признание на Центральной Яве, Восточной Яве и даже в Чиребоне.

Персонажи театра. Ресурс: https://historia.id/kultur/articles/membaurkan-cina-jawa-dalam-wacinwa-Db2b0/page/1
Персонажи театра. Ресурс: https://historia.id/kultur/articles/membaurkan-cina-jawa-dalam-wacinwa-Db2b0/page/1

ГАН ТХВАН СИНГ

Ган Тхван Синг родился в деревне Джатином ( Jatinom ) на Центральной Яве в 1885 году. Его отца звали Ган Инг Кват.

-8

С юных лет в деревне Ган Тхван Синг жил под опекой своего деда, который был из того поколения, которое еще говорило по китайски. Дед очень любил рассказывать китайские истории своему внуку. Именно благодаря рассказам деда, Ган Тхванг Синг знал наизусть некоторые народные сказки и китайские легенды. Он отчетливо запомнил черты лиц героев из различных легенд, многих из них он неоднократно видел в китайских иллюстрированных книгах своего деда. Во время своей жизни в деревне Ган Тхван Синг часто давал представления для односельчан. Он выстраивал особенные взаимоотношения с местными детьми, это помогало ему чувствовать народ. Ему также очень нравились спектакли теневых кукол ванг кулит, которые традиционно играют всю ночь.

Представление китайско-яванского театра ваянг. Ресурс: https://www.mymagz.net/wayang-cina-jawa-akulturasi-budaya-cina-dan-jawa/
Представление китайско-яванского театра ваянг. Ресурс: https://www.mymagz.net/wayang-cina-jawa-akulturasi-budaya-cina-dan-jawa/

В начале XX века Ган Тхван Синг переехал в Джокьякарту - город, который кишит яванской культурой. Ган Тхван Синг все больше интересовался кукольным и музыкальным искусством. Он легко заводил знакомства как китайцами, так и местными жителями. За короткое время ему удалось найти работу театрального артиста в любительской театральной организации, принадлежащей перанаканским кругам (китайцам), которая регулярно проводила спектакли, гастролировала по городам. Как исполнитель, он также прилежно изучал кукольное искусство в стиле Джокьякарты, а также яванский язык и письменность. Обладая знаниями в области кукольного искусства, он создал новую форму ваянга - ваянг кулит по мотивам китайских сказок, но только на яванском языке.

Представление китайско-яванского театра ваянг. Ресурс: https://www.mymagz.net/wayang-cina-jawa-akulturasi-budaya-cina-dan-jawa/
Представление китайско-яванского театра ваянг. Ресурс: https://www.mymagz.net/wayang-cina-jawa-akulturasi-budaya-cina-dan-jawa/

Как уже было сказано, Ган Тхван Синг унаследовал все сюжеты историй от своего деда, который рассказывал внуку китайские сказки и легенды. Но создать пьесу – это была лишь часть дела, потому что превратить пьесу в представление стоило дорого. Именно с проблемой нехватки денег Ган Тхван Синг и столкнулся.

-11

Поэтому Ган Тхван Синг искал «спонсора», готового поддерживать финансово весь подготовительный процесс. Ближе к началу двадцатых годов Ган Тхван Синг познакомился с торговцем-оптовиком Оэй Си Тоаном ( Oey See Toan ), который очень увлекался традиционным искусством. Поэтому Оэй Си Тоан выразил готовность поддержать идею Ган Тхван Синги. Таким образом, было изготовлено примерно 200 кукол из кожи буйвола, а также мелкие детали из бумаги.

-12

Так, Ган Тхван Синг создал два набора китайско-яванских марионеток для истории: 1) Си Джин Кви путешествует на Запад и 2) Си Джин Кви путешествует на Восток. Последняя пьеса повествует о временах китайцев династии Тан (618-907 гг.) и включает в себя 400 кукольных персонажей.

-13

На сегодняшний день неизвестно, какое количество пьес написал Ган Тхван Синг.

-14
-15

Друзья,

обязательно рассмотрите образы персонажей, представленных на фото.

Делитесь впечатлениями!

Спасибо!